Как повернуть объект в автокаде до заданной линии
Объекты можно поворачивать на чертеже вокруг заданной базовой точки.
Для определения угла поворота вводится значение угла, перетаскивается с помощью курсора или указывается опорный угол для выравнивания с абсолютным углом.
Поворот объекта на заданный угол
Введите значение угла поворота в диапазоне от 0 до 360 градусов. Значения также могут вводиться в радианах, градах и топографических единицах. Направление отсчета углов (по часовой стрелке или против нее) определяется установкой «Выбор направления» в диалоговом окне «Единицы измерения».
Поворот объекта с помощью перетаскивания
Протащите объект возле базовой точки и укажите вторую точку. Используйте режимы «Орто», полярного отслеживания или объектной привязки для большей точности.
Например, можно повернуть план дома путем выбора объектов (1), указания базовой точки (2) и угла поворота, перемещая к другой точке (3).
Поворот объекта на заданный абсолютный угол
С помощью параметра «Ссылка» можно поверните объект для выравнивания с абсолютным углом.
Например, поверните деталь на чертеже, чтобы диагональная кромка повернулась на 90 градусов, выберите объекты для поворота (1, 2), укажите базовую точку (3) и введите параметр «Ссылка». Для опорного угла укажите две конечные точки диагональной линии (4, 5). Для нового угла введите значение 90.
Поворот объектов в трехмерном пространстве
Для поворота 3D объектов может использоваться команда ПОВЕРНУТЬ или ПОВЕРНУТЬ3D.
- С помощью команды ПОВЕРНУТЬ можно повернуть объекты вокруг указанной базовой точки. Ось вращения проходит через базовую точку и параллельна оси Z текущей ПСК.
- С помощью ПОВЕРНУТЬ3D можно задавать ось вращения с использованием двух точек; либо объекта; оси X, Y или Z либо направления Z текущего вида.
Как повернуть объект в автокаде до заданной линии
С помощью инструмента Указатель щелкните объект дважды, чтобы отобразить маркеры поворота. Перетащите маркер поворота по часовой стрелке или против часовой стрелки.
Вращение объекта с помощью инспектора Преобразование
Выберите Окно Инспекторы Преобразование . Нажмите кнопку Поворот .
Можно просмотреть и задать относительный центр объекта, выделив объект, чтобы отобразились его маркеры поворота, и перетащив маркер относительного центра (кружок с точкой в середине) в новое положение.
Можно восстановить исходное положение относительного центра объекта, установив флажок Относительно центра в инспекторе Преобразование .
Поворот объекта относительно определенного деления линейки
1 Выделите объект.
2 Выберите Окно Инспекторы Преобразование .
3 Нажмите кнопку Повернуть .
4 Снимите флажок Относительно центра .
5 Введите значение в поле Угол поворота .
6 Введите значения в любом из полей области Центр .
• X — позволяет указать точку на горизонтальной линейке, относительно которой будет выполнен поворот объекта.
• Y — позволяет указать точку на вертикальной линейке, относительно которой будет выполнен поворот объекта.
7 Нажмите кнопку Применить .
Отражение объекта
1 Выделите объект.
2 Выберите Окно Инспекторы Преобразование .
3 Нажмите кнопку Масштаб и отражение .
4 В инспекторе Преобразование нажмите одну из следующих кнопок.
• Отразить по горизонтали — позволяет выполнить отражение объекта слева направо.
• Отразить по вертикали — позволяет перевернуть объект сверху вниз.
Если требуется перевернуть объект относительно определенной точки привязки, установите флажок, соответствующий точке привязки, которую требуется задать.
5 Нажмите кнопку Применить .
Можно также отразить выделенный объект, если, удерживая нажатой клавишу Command , перетащить маркер выбора к противоположной стороне объекта.
Можно также отразить выбранный объект с помощью кнопки Отразить по горизонтали или Отразить по вертикали на панели свойств.
Функции, указанные в справке, доступны в полной версии CorelDRAW Graphics Suite 2021. Некоторые функции могут быть недоступны в этой версии продукта.
Горячие клавиши автокад
Небольшой обобщающий опыт по работе с горячими клавишами в Автокаде. Количество команд в автокаде — бесконечно велико. Кроме того каждый может написать и добавить свои команды. Поэтому знать их все невозможно в принципе, каждый день придумывают новые. Но иметь основные из них на горячих клавишах под рукой — невероятно удобно.
В этой схемке я расписал те которые использую сам. Часть из них прописана в Автокаде по умолчанию. Часть добавлена мной, на основании опыта работы и реальных потребностей.
В схеме приведены варианты использования первых четырёх столбцов клавиш в левой части клавиатуры, это самые эргономически эффективные клавиши, которые обычному человеку удобнее всего использовать, и работу с которыми проще всего освоить.
Для себя я старался подбирать сочетания клавиш таким образом чтобы в них было зашифровано какое-то мнемоническое содержание (ctrl+R — rotate — вращать) либо оно соответствовало аналогам в других приложениях (ctrl+C — копирование в большинстве офисных пакетов).
Работаем с мышью в автокаде:
левая клавиша мыши (лкм) — позволяет выделить что-то, по умолчанию в автокаде включен режим дополнения выбранного, т.е. выбрав что-то, выбирая следующий элемент мы добавляем его к выбранным ранее. Чтобы удалить выделенный элемент из выборки — зажимаем клавишу shift+лкм — (в настройках можно изменить режим выборки на обратный, однако как показывает практика лучше оставить как есть, это правда удобнее). Зажав левую клавишу мыши можно перетащить выбранное на новую позицию — но эта функция, хоть и интуитивно понятна — исключительно вредна. Любые перемещения объектов в автокаде надо делать с помощью комманд, так как с ними работают привязки, перемещение объектов в поле чертежа, без привязки = уничтожение чьей-то работы (основано на личном опыте).
правая клавиша мыши (пкм) — позволяет в любой момент вызвать контекстное меню, вид которого может отличатся в зависимости от текущей выборки и настроек автокада.
средняя клавиша мыши (скм) — самая используемая из всех, поэтому выбирайте мышку у которой с этой клавишей удобно работать. Эта клавиша осуществляет функцию панаромирования в окне автокада. А с зажатой клавишей shift — позволяет вращать модель (да да, ваши четежи на самом деле находятся в трехмерном пространстве). Впрочем без особой нужды уходить в трехмерность не стоит.
колесо мыши — в большинстве моделей хвостатых и бесхвостых оно совмещено со средней клавишей мыши (но не во всех). Позволяет приближать и удалять объекты в окне модели и в листах Автокада.
Автокад, горячие клавиши по умолчанию:
- ctrl+1 — вызвать окно свойств
- ctrl+2 — вызов инструмента DesignCenter — позволяет удобно копировать настройки, библиотеки блоков, стили и т.п. из чертежа в чертеж
- ctrl+3 — вызов пользовательской палитры инструментов. позволяет сохранять и добавлять блоки, типы линий, и прочее.
- ctrl+4 — менеджер листов.
- ctrl+0 — вкл/выкл полноэкранного режима, для умеющих использовать клавиатурные сокращения на полную катушку!
- ctrl+9 — вкл/выкл командной строки. Можно случайно нажать — и потом долго мучаться пытаясь вернуть командную строку автокада. Если вдруг у вас исчезла — попробуйте.
- ctrl+Q — quite — закрыть чертеж.
- ctrl+C — копировать в буфер обмена,
- ctrl+shift+C — копировать с базовой точкой, после вызова надо задать точку относительно которой будет проведено копирование
- ctrl+V — вставить на чертеж данные из буфера обмена
- ctrl+shift+V — вставить на чертеж данные из буфера обмена в виде блока, если данные получены копированием с базовой точкой, тогда эта точка будет принята как «нулевая», базовая точка блока. Лично я, не очень люблю тратить время для того чтобы создавать блоки по всем правилам, с помощью соответствующего инструмента. Поэтому обычно — копирую атрибутов, выделяю всё — CTRL+SHIFT+C — выбрать точку, и потом CTRL+SHIFT+V — вставляю уже готовый блок. Остается только заполнить атрибуты по необходимости. Автокад сам сгенерит рандомное название для блока. Именно поэтому Спецификация работает именно с атрибутами, не беря в расчет имена блоков.
Автокад, мои горячие клавиши
При создании своих горячих клавиш я использовал английские названия основных команд в Автокаде, с чертой перед ними типа _line, желательно делать именно так, поскольку команды линия нет ни в английской, ни французской, ни китайской адаптации Автокада, а порой даже и в новой руссификации, нет нет, да и поменяется название той или иной команды. При этом команда _line во всех версиях и адаптациях одинакова, соответственно использование команд заданных через базовые вызовы команд в Автокаде позволит вам не делать лишнюю работу при переходе на другую адаптацию.
- ctrl+W — команда _move (переместить), с этой клавиши всё началось, новички по началу не понимают важность использования этой команды, но перемещение с привязками — основа работы в Автокаде.
- ctrl+Q — команда _line —отрезок, взамен стандартной команды — закрыть чертеж.
- ctrl+1 — команда _polyline — полилиния, взамен стандартных свойств
- ctrl+alt+1 — команда _properties (свойства)
- ctrl+2 — объединить полилинии, команда из пакета PLTOOLS команды для работы с полилиниями
- ctrl+shift+Q — команда _regen (обновить экран)
- ctrl+R — команда _rotate (поворот/вращение)
- ctrl+alt+S — команда _stretch (растянуть), подробнее про эту команду можно узнать здесь.
Экспорт и импорт горячих клавиш
Для переноса персональных настроек с одного компьютера на другой в том числе горячих клавиш — используется раздел переноса в меню кастомизации.
- Сначала набираем в консоли, или прямо в автокаде команду _cui — она открывает окно для управления персональными настройками.
- Для экспорта импорта настроек предназначена вкладка — Перенос ( Transfer). В этой вкладке всё просто. В правой части мы можем загрузить или сохранить файл с настройками. В левой части у нас наши текущие настройки.
- А главное что настройки можно перетаскивать из одной части в другую.
- Перетащив настройки в правую часть, которая по умолчанию представляет собой новый файл кастомизации, их можно сохранить в виде файла на диске.
Собственно вот и весь экспорт. Перетаскиваем из левой части в правую и сохраняем. Импорт аналогичен, только сначала загружаем в правой части файл с настройками, а после так же мышкой перетаскиваем нужные настройки в левую часть и сохраняем изменения.
Полезные мелочи:
Если чертить без режима орто и нажать и держать shift, то он (орто) включится во время отрисовки линии. Если еще нажать shift+a , то исчезнут привязки (пока нажата «а»)
При нажатой клавише Shift панорамирование колесом мыши происходит строго вертикально или горизонтально. Чтобы это сработало необходимо сначала зажать СКМ начать панаромирование, и после этого зажать Shift. В ином случае вы будете просто вращать модель в трехмерном пространстве (см. выше)
Еще материалы по теме Автокад
- Команда растянуть в Автокаде
- Создаем, редактируем и синхронизируем Атрибуты блоков
- Выравнивание — align в Автокад
- Автокад, команды для работы с полилиниями
- Как можно использовать Поля в автокаде
6 комментариев
Staraya 16.10.2015 в 02:33 Ответить
Горячие клавиши действительно крутая вещь. Я на работу пришла зеленым специалистом, но по тому как у меня пальцы бегали по клаве когда работала в автокаде решили, что я супер знаток автокада. Выражались, мол, лишь силой мысли могу в автокаде работать.
Александр 04.10.2018 в 09:17 Ответить
Подскажите, а как перенести файл с горячими клавишами на другой компьютер?
Михаил 24.11.2018 в 22:41 Ответить
Добавил в статью описание для импорта и экспорта горячих клавиш из автокада, аналогично и другие настройки можно экспортировать и импортировать.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Команды Общего Редактирования
К командам общего редактирования относятся команды, применяемые к различным объектам, будь то точка или блок. Кнопки этих команд расположены в инструментальной группе Modify (Редактирование), расположенной на вкладке Ноте (Главная) (рис. 8.11). В табл. 8.1 представлены названия и краткое описание кнопок инструментальной группы Modify.
Каждую из вызываемых команд можно ввести с клавиатуры или выбрать из одноименного меню. Многие команды данной группы работают либо с набором предварительно выбранных объектов, либо (при отсутствии такого набора) выдают запрос Select objects. Далее рассмотрим особенности работы с каждой из команд общего редактирования.
Содержание
Удаление объектов
Для удаления объектов используется команда Erase. При обращении к этой команде на вопрос Select objects необходимо выделить объекты для удаления (используется левая кнопка мыши) и нажать Enter либо правую кнопку мыши.
Select objects: например рамкой выделения>
Specify opposite corner: рамки>
4 found сКоличество воспринятых системой объектов>
Select objects: J
Команде Erase соответствует кнопка Erase (Удаление). Результат действия команды может быть отменен либо с помощью кнопки Undo (Отменить), расположенной на панели быстрого доступа, либо с помощью команд U или Undo.
Копирование объектов
Для копирования объектов и вывода их в заданной области экрана используется команда Сору. Эта команда копирует выбранные объекты и перемещает их параллельно вектору после указания его начальной и конечной точек (рис. 8.12а).
Команде Сору соответствует кнопка Copy Object (Копирование). При отработке команды Сору выполняются следующие действия:
Select objects: 1 found
Select objects: J
Specify base point or displacement, or [Multiple]:
Specify second point of displacement or
где Multiple – параметр, выполняющий многократное копирование выбранных объектов (векторы копирования имеют одну и ту же первую точку, но различные вторые точки).
Примечание. При копировании объекта, выбирая положение базовой точки, можно указывать любую точку чертежа, но удобнее указать одну из характерных точек самого копируемого объекта (точку его вершины или центра).
Результат копирования зависит не от начальной и конечной базовых точек, а от взаимного их расположения. Дело в том, что результирующее смещение копии объекта от оригинала по оси X вычисляется как разность абсцисс между второй и первой точками вектора копирования, а смещение по оси Y – как разность ординат. Так, например, на рис. 8.12а показан объект копирования, его копия, начальное и конечное положения базовой точки, а также вектор копирования.
Координаты базовой точки можно вводить также и с клавиатуры. Удобно это может быть в ситуации, когда величина смещения по осям X и Y известна заранее. В этом случае координаты конечного положения базовой точки можно не указывать, достаточно определить ее начальное положение координатами смещения.
Например, если какой-то объект надо скопировать и копия относительно оригинала должна быть смещена на 15 единиц по оси X и на 5 по оси Y, тогда в ответ на запрос первой точки надо ввести 15,5, а второй вопрос просто пропустить, нажав Enter. Такой результат достигается благодаря тому, что если вместо указания конечного положения базовой точки была нажата клавиша Enter, координаты введенной первой точки становятся координатами перемещения.
Если после задания базовой точки был выбран параметр Multiple, запрос на указание второй точки будет повторяться до тех пор, пока не будет нажата клавиша Enter.
Зеркальное отражение объектов
Для зеркального отражения объекта относительно выбранной оси используется команда Mirror. В большинстве случаев эта команда применяется для создания симметричных фигур. При этом сначала строится первая сторона, а затем вторая, путем симметричногокопирования первой. Команде Mirror соответствует кнопка Mirror (Отражение).
На рис. 8.126 показаны исходный объект, его отраженная копия, точки начала и конца оси симметрии, а также сама ось.
После ввода команды пользователю предлагается выделить объект, для которого строится отражение, и указать ось симметрии (отражения) путем ввода координат двух точек, через которые она проходит. Точки, определяющие ось симметрии, можно ввести в командную строку или указать их положение на экране. После ввода первой точки на экране появляется зеркальная копия объекта в режиме отслеживания положения курсора, что помогает визуально выбрать положение второй точки оси. Далее достаточно только задать координаты второй точки и ответить на один дополнительный вопрос:
Примечание. Если при зеркальном отражении среди объектов имеется текст, то для предотвращения его поворота при отражении (последнее приводит к нечитабельности текста), нужно установить системной переменной MIRRTEXT значение 0 (вместо 1).
Построение подобных объектов
Для рисования подобных объектов (отрезков, лучей, прямых, полилиний, дуг, окружностей, эллипсов и сплайнов) используется команда Offset. Команде соответствует кнопка Offset (Подобный).
При работе с командой Offset возможны два варианта построения подобных (параллельных) линий:
- по расстоянию (смещению) — задается расстояние, на которое копируемый объект будет отстоять от оригинального изображения;
- через заданную точку — устанавливается точка, через которую пройдет дубликат параллельно оригиналу.
При обработке отрезков командой Offset конечный результат не будет отличаться от простого копирования. Совершенно иная ситуация возникает в случае построения дуг, окружностей или других криволинейных фигур. Дело в том, что команда Offset выполняет дублирование путем копирования каждой точки объекта на одинаковое расстояние по направлению нормали, проведенной в точке касательной (рис. 8.13). Таким образом, осуществляется построение подобного объекта с линиями, параллельными оригинальному изображению.
При отработке команды Offset в строке команд выполняются следующие действия:
где Through – параметр, позволяющий вместо назначения величины смещения задать точку, через которую должен пройти переносимый объект.
Расстояние, на которое переносится объект, хранится в системной переменной OFFSETDIST. Если значение OFFSETDIST отрицательное, то по умолчанию при вызове команды задается параметр Through.
Построение прямоугольных массивов объектов
Для создания групп копий (массивов) одних и тех же объектов, расположенных по круговому или прямоугольному закону дублирования,предназначена команда Array. Команде соответствует кнопка Array (Массив).
Как уже было отмечено выше, командой Array можно получить либо прямоугольный, либо круговой массив объектов. Прямоугольный массив характеризуется наличием строк и столбцов, количество которых указывается после обращения к команде. В круговом же массиве копии объекта располагаются по окружности, центр и радиус которой также задаются пользователем.
Для создания прямоугольного массива необходимо выполнить следующие действия.
- Вызвать команду Array и в верхней части открывшегося одноименного диалогового окна (рис. 8.14) установить его переключатель в положение Rectangular Array (Прямоугольный массив).
- Затем в поля Rows (Строки) и Columns (Столбцы) следует ввести соответственно предполагаемое количество строк и столбцов в массиве.
- Далее следует указать размножаемый объект. Для этого нажимаем кнопку Select objects (Выделение объектов) (главное окно временно закрывается), затем на экране выделяем нужную фигуру.
- Теперь надо указать расстояние между рядами и столбцами в массиве; для этого можно воспользоваться одним из следующих методов:
- ввести в поля Row offset (Между рядами) и Column offset (Между столбцами) численные значения отступов соответственно между строками и столбцами;
- при помощи кнопок Pick Row Offsets (Указать расстояние между рядами) и Pick Column Offsets (Указать расстояние между столбцами), расположенных напротив соответствующих полей, указать на экране две точки, расстояние между которыми будет принято за величину отступов;
- при помощи кнопки Pick Both Offsets (Указать оба размера) нарисовать в рабочей области чертежа прямоугольник, ширина которого будет принята за расстояние между столбцами, а высота – за интервал между строками.
5. Затем в поле Angle of array (Угол поворота) при необходимости можно ввести угол поворота массива. При этом объекты массива не поворачиваются – происходит только смещение их точек вставки. Угол поворота можно также задать на экране, используя кнопку Pick angle of array (Указать угол поворота). В этом случае необходимо указать положение двух точек, лежащих на воображаемой линии. Угол, который образует эта линия с горизонталью, и будет принят системой за угол наклона массива.
6. После ввода всех необходимых для построения массива данных становится активной кнопка Preview (Просмотр). Щелчок по этой кнопке закрывает главное окно и выводит на экран предварительный результат построения массива.
Например, на рис. 8.15 показан результат построения наклонного прямоугольного массива объектов, основанного на копировании прямоугольника с шагом 40 единиц между столбцами и 20 единиц – между рядами.
Построение круговых массивов объектов
Воспользовавшись командой Array, можно также получить и круговой массив объектов. В круговом массиве копии объекта располагаются по окружности, центр и радиус которой задается пользователем.
В AutoCAD поддерживаются три различных способа построения кругового массива, отличающиеся между собой методом задания количества объектов в массиве и угла заполнения крутового массива объектами. Для выбора одного из них нужно в верхней части диалогового окна Array (Массив) (рис. 8.16) установить переключатель в положение Polar Array (Полярный массив), а затем в раскрывающемся списке Method (Метод) выбрать нужный метод.
Кроме выбора метода построения, для задания кругового массива необходимо установить точку центра воображаемой окружности (центр массива), а также выбрать сам объект для создания массива и указать на нем базовую точку (точку, в которой каждая копия объекта будет соприкасаться с воображаемой окружностью). Если необходимо, чтобы в массиве объекты не поворачивались, можно также снять флажок Rotate items as copied (Поворачивать элементы массива).
Далее рассматриваются возможные методы построения круговых массивов.
Метод Total number of items & Angle to fill (Число и полный угол) задает число объектов в массиве, центр воображаемой окружности и угол заполнения (рис. 8.17). Массив может занимать все 360° окружности либо только ее часть, определенную углом (например, как показано на рис. 8.17). При задании угла менее 360°, если указывается его положительное значение, массив распределяется против часовой стрелки, а если отрицательное – по часовой стрелке.
Для создания кругового массива этим методом необходимо выполнить следующие действия:
- Вызвать команду Array и в верхней части открывшегося диалогового окна (рис. 8.16) установить переключатель в положение Polar Array (Полярный массив), а затем в раскрывающемся списке Method (Метод) выбрать Total number of items & Angle to fill (Число и полный угол).
- В поле Total number of items (Число элементов) ввести общее количество элементов в массиве (например 6).
- Выделить размножаемый объект. Для этого следует нажать кнопку Select objects (Выделение объектов) (главное окно временно закрывается) и выделить мышью на экране нужную фигуру.
- Указать центр массива или, другими словами, центр воображаемой окружности – окружности, с которой будут соприкасаться объекты в заданной пользователем базовой точке. Центр массива определяется в полях X и Y раздела Center point (Центральная точка). Координаты можно ввести непосредственно в ячейки для данных, а можно щелкнуть по кнопке Pick Center point (Задать центральную точку) и указать положение центра на экране.
- Задать угол заполнения окружности объектами (170). Чем меньше это значение, тем меньший сегмент окружности будет занят объектами и соответственно тем «плотнее» они будут на ней располагаться.
- Для назначения базовой точки предназначен раздел Object base point (Базовая точка объекта). Если раздел скрыт, достаточно щелкнуть по кнопке More (Больше). Установка флажка Set to object’s default (Как установлено в объекте) указывает, что AutoCAD может самостоятельно выбирать положение базовой точки. Если этот флажок снять, поля X и Y будут доступны для ввода других значений. В большинстве случаев положение базовой точки задается прямо на экране, для этого предназначена кнопка Pick base point (Указать положение базовой точки). В данном случае эта точка определяется в соответствии с рис. 8.17.
- После ввода всех необходимых для построения массива данных становится активной кнопка Preview (Просмотр). Назначение этой кнопки такое же, как и при создании прямоугольного массива. Результат построений приведен на рис. 8.17.
Метод Total number of items & Angle between items (Число и угол между объектами) задает число объектов в массиве, центр воображаемой окружности и угол между объектами (рис. 8.18). Этот метод используется в тех ситуациях, когда требуется расположить определенное количество объектов под известным углом.
Примечание. При размножении объектов в случае задания некорректных данных (например, указанное количество объектов не может разместиться под заданным углом на окружности) система автоматически исправляет один из параметров.
При использовании этого режима в разделе Method and values (Способ и значение) диалогового окна Array (Массив) (рис. 8.16) становится активным поле Angle between items (Угол между объектами), а поле Angle to fill (Угол заполнения массива) – наоборот, недоступным.
Отметим, что в данном методе остается доступной функция поворота объектов при их распространении по массиву. В предыдущем случае (см. рис. 8.17) эта функция была включена (копируемый объект поворачивается), а в настоящем (рис. 8.18) – отключена. Каким образом это работает, можно проанализировать, сравнив два чертежа. На рис. 8.17 видно, что при копировании объектов сохраняются углы, образованные между гранями объекта и радиусом окружности, а во втором случае (рис. 8.18) – сохраняются углы между гранями и осями ПСК.
Третий метод Angle to fill & Angle between items (Полный угол и угол между объектами) задает центр воображаемой окружности, угол между объектами и угол заполнения окружности (рис. 8.19). В этом случае количество объектов в массиве не задается, – система самостоятельно определяет их число путем деления угла заполнения на угол между объектами.
Используя данный метод, также можно случайно ввести некорректные данные (например, если указать меньший угол заполнения, нежели угол между объектами). В этой ситуации AutoCAD выдаст ошибку в специальном окне, которое можно закрыть, а затем в главном окне откорректировать ошибочные данные.
Если результат деления введенных углов окажется дробным, то количество элементов будет равно целой части результата; соответствующим образом изменится и угол заполнения массива. Например, если угол заполнения составляет 170°, а угол между объектами 30°, тогда их отношение будет равно 5.67. Система исправит угол заполнения на 150°, что будет соответствовать пяти объектам массива плюс оригинал (итого 6) (рис. 8.19).
Перемещение объектов
Процесс переноса объектов по методике выполнения операций очень похож на процесс копирования. Отличие заключается в том, что при переносе объект удаляется со своего предыдущего места расположения.
Для переноса объектов используется команда Move. Эта команда перемещает выбранные объекты параллельно вектору после задания его начальной и конечной точек. Команде Move соответствует кнопка Move (Перемещение).
При выборе положения базовой точки обычно указывается одна из характерных точек переносимого объекта (вершина или центр). Как и при копировании, при переносе объектов координаты базовой точки можно вводить с клавиатуры.
Если необходимо перенести объект на заданную величину смещения по осям X и Y, то координаты конечного положения базовой точки можно не указывать, – достаточно определить ее начальное положение координатами смещения, аналогично копированию:
Select objects:
1 found
Select objects: J
Specify base point or displacement: смещения (сдвигов)> 15,5
Specify second point of displacement or as displacements J
Таким образом, если вместо указания конечного положения базовой точки нажать клавишу Enter, система AutoCAD принимает координаты введенной первой точки за координаты перемещения (сдвига).
Поворот объектов
Для поворота объектов используется команда Rotate. Эта команда поворачивает объекты вокруг базовой точки поворота. Угол можно указать на экране в режиме слежения за поворотом, а можно ввести в командную строку его числовое значение. В последнем случае положительное направление угла соответствует повороту объекта относительно базовой точки против часовой стрелки. Если же требуется повернуть объект по часовой стрелке, следует ввести отрицательное значение угла.
Команде Rotate соответствует кнопка Rotate (Поворот). Сразу после вызова команды выводится строка с текущими настройками отсчета углов и именами системных переменных, отвечающих за них.
Отработка команды Rotate происходит следующим образом:
Параметры команды следующие:
- ANGDIR – системная переменная, определяющая положительное направление отсчета углов (counterclockwise – вращение против часовой стрелки; clockwise – вращение по часовой стрелке);
- ANGBASE – системная переменная, задающая положение базового угла (0 – восточное, т.е. «на 3 часа»);
- Reference – устанавливает положение базового угла (угол, определяющий начало отсчета основного угла поворота).
Например, на рис. 8.20 показано начальное положение треугольника, его базовая точка и конечное положение после того, как он был повернут на угол -20°.
Если угол поворота задается относительно другого (известного) угла, используется параметр Reference. В этом случае сначала указывается базовый угол, а затем угол, на который требуется повернуть объект относительно базового угла. На рис. 8.21 показан треугольник, который был повернут на угол -20° относительно базового угла, равного 20°.
Примечание. Вместо базового угла можно отметить на экране положение двух точек, задающих базовый вектор, относительно которого измеряется угол поворота. При этом направление поворота зависит от последовательности ввода точек.
Использовать базовый вектор, аналогично предыдущему примеру, удобно только в случае решения специфических задач. Допустим, необходимо повернуть треугольник, изображенный на рис. 8.22, своим основанием на угол -40° относительно горизонтали. Однако его первоначальное положение с горизонталью не совпадает и, более того, образует с ней неизвестный угол.
Для данного случая использование базового угла или базового вектора является очень удобным способом выхода из сложившейся ситуации. Если предварительно совместить основание треугольника с базовым вектором, а затем указать основной угол -40°, то проблема будет очень быстро решена.
Масштабирование объектов
Для масштабирования объекта или, другими словами, пропорционального изменения его размеров используется команда Scale. Этой команде соответствует кнопка Scale (Масштаб).
Масштабирование в AutoCAD всегда осуществляется относительно базовой точки, положение которой на чертеже остается неизменным. Пропорциональное изменение размеров выполняется на основании назначенного пользователем масштабного коэффициента. В зависимости от его величины объект либо увеличивается (масштабный коэффициент >1), либо уменьшается (рис. 8.23).
После ввода команды Scale вам предлагается выделить объект для масштабирования, затем указать базовую точку и значение масштабного коэффициента. В командной строке при этом выполняются следующие действия:
Как видно из представленного выше примера, система может самостоятельно определить масштабный коэффициент. Это полезно в ситуации, когда вы затрудняетесь определить коэффициент самостоятельно по причине трудоемкости задачи. В этом случае для масштабирования задается требуемый размер по отношению к известному размеру одного из элементов объекта (или устанавливается длина базового отрезка).
Изменение формы и размеров объекта
Для изменения формы выделенной части объекта используется команда Stretch. Другими словами, команда позволяет растянуть или сжать выделенную часть объекта. Растягиваются отрезки, дуги, эллиптические дуги, сегменты полилиний, лучи и сплайны. Этой команде соответствует кнопка Stretch (Растяжение).
Перед применением команды Stretch необходимо особым образом выбрать растягиваемые объекты. А именно: на вопрос Select object, появляющийся сразу после вызова команды, нужно ввести С или СР. Напомним, что параметры Crossing и CPoligon выделяют не только те объекты, которые полностью попадают в область выделения, но и те, которые касаются или пересекают построенный контур. В командной строке при этом выполняются следующие действия:
Command: Stretch
Select objects to stretch by crossing-window or crossing– polygon…
Select objects: С Specify first corner:
Specify opposite corner:
10 found сКоличество воспринятых системой элементов выделенного объекта> Select objects: J
Specify base point or displacement: Specify second point of displacement or
Например, на рис. 8.24 показано, как выглядит объект до и после его растягивания. При помощи секущей рамки была выделена его подвижная часть, а пересечением рамки с объектом были назначены растягиваемые элементы. Далее выбирается положение базовой точки на объекте и задается новое ее расположение (правее от исходного).
Изменение длины объекта
Для удлинения или укорачивания отрезков, полилиний и эллиптических дуг используется команда Lengthen. Изменение длины осуществляется или динамическим перемещением мышью конечных точек объекта, или заданием абсолютного либо относительного приращения, или вводом нового значения длины объекта.
Сразу после вызова команды Lengthen появляется вопрос Select an object or , в ответ на который можно щелкнуть левой кнопкой мыши по объекту, после чего в командной строке появится значение его длины. Затем тот же отмеченный вопрос отобразится вновь. Для продолжения работы с командой необходимо ввести один из следующих уточняющих параметров:
- DEIta – задает приращение длины или угла путем ввода числового значения с клавиатуры или указанием двух точек на экране (при положительном приращении длина увеличивается, а при отрицательном – уменьшается);
- Percent – устанавливает изменение длины объекта по отношению к первоначальной длине (100%) в процентном соотношении (отрицательное значение не допускается);
- Total – задает новое абсолютное значение длины или угла путем ввода числового значения с клавиатуры или указанием двух точек на экране;
- DYnamic – определяет начальное и конечное положения базовой точки объекта (параметр не используется для изменения радиуса дуги или формы эллиптической дуги).
Отсечение части объекта
Для удаления части объекта, выступающей за указанные пользователем границы, применяется команда Trim. Этой команде соответствует кнопка Trim (Отсечение).
При задании границ отсечения (режущих кромок) можно использовать грани самой фигуры, либо предварительно вычертить вспомогательные линии. Более того, указывая специальные параметры, можно задавать границы отсечения по воображаемым продолжениям линий и их проекциям.
Команда Trim может применяться к различным объектам: отрезкам, окружностям, дугам, полилиниям, сплайнам, эллипсам и др. В командной строке при этом выполняются следующие действия:
Command: Trim
Current Settings: Projection=UCS, Edge=None Select cutting edges …
Select objects: 1 found Select objects: J
Select object to trim or shift-select to extend or [Project/Edge/Undo]: Select object to trim or shift-select to extend or [Project/Edge/Undo]:
Параметры команды следующие:
- Project – позволяет пользоваться проекциями при отсечении части объекта;
- Edge – продолжает отсекаемые границы до их пересечения друг с другом;
- Undo – отменяет изменения на чертеже, связанные с использованием команды Trim.
Например, на рис. 8.25 показан рассекаемый объект, секущий элемент, границы отсечения (режущая кромка) и окончательный результат выполнения команды.
Обрезка может производиться не только по границам отсечения, но и их проекциям. Для этого на вопрос Select object to trim or shift-select to extend or [Project/Edge/Undo] нужно ввести P (Project). Далее будет предложено воспользоваться одним из трех параметров: Ucs, View или None. Способ проецирования может быть установлен либо по текущей системе координат (параметр Ucs), либо по текущему виду (параметр View). Опция None отключает возможность обрезки, но только проекциями, а не режущими кромками.
Параметр Edge позволяет продолжить секущие элементы до их воображаемого пересечения с рассекаемым объектом, как показано на рис. 8.26. Если в строке подсказки после задания параметра Edge (Enter an implied edge Extension mode [Extend/No extend] ) указать параметр E (Extend), то устанавливается режим продолжения секущих элементов.
Построение продолжений объектов
Операцию по продолжению объектов можно рассматривать как задачу, обратную отсечению. Если команда Trim отсекает часть объекта, то команда Extend позволяет удлинить его до указанных граничных линий (команда не применяется к замкнутым объектам). Команде Extend соответствует кнопка Extend (Продолжение).
При задании границ продолжения можно использовать отрезки, окружности, дуги, эллипсы, прямые, лучи, сплайны и другие объекты (линии, определяющие границы продолжений, могут сами быть продолжаемыми). В командной строке при этом выполняются следующие действия:
Current Settings: Projection=UCS, Edge=Extend Select boundary edges …
Select objects: 2 found Select objects: J
Select object to extend or shift-select to trim or [Project/Edge/Undo]: Select object to extend or shift-select to trim or [Project/Edge/Undo]:
Параметры команды следующие:
- Project – разрешает пользоваться проекциями объекта;
- Edge – включает режим продолжения ограничивающих линий до их воображаемого пересечения с продолжаемыми линиями;
- Undo – отменяет изменения на чертеже, связанные с использованием команды Extend.
Например, на рис. 8.27 слева показан объект (без пунктирных линий), продолжаемые участки которого являются друг для друга ограничивающими линиями. Окончательный результат использования команды Extend представлен на рис. 8.27 справа.
Разрыв объектов
Для разрыва объектов используется команда Break. Эта команда удаляет часть объекта в пределах двух указанных вами точек или просто разбивает объект на две части в одной заданной точке. Данная команда применима для отрезков, окружностей, дуг, эллипсов, прямых, лучей, сплайнов, полилиний.
Команде Break соответствует кнопка Break (Разрыв). Для разрыва объекта в одной точке можно использовать эту же кнопку с параметром @ или кнопку Break at Point (Разрыв в точке).
После вызова команды Break вначале необходимо отметить делимый объект. При этом точка, в которой объект был выделен, принимается за первую точку разрыва. Если потребуется переобозначить эту точку, воспользуйтесь параметром F. В противном случае достаточно сразу назначить вторую точку разрыва. Если в ответ на последний вопрос ввести параметр то вопрос пропускается и система разрывает объект только в одной (первой указанной) точке. Если же при вызове команды была нажата кнопка Break at Point (Разрыв в точке), то последнее действие осуществляется автоматически.
Select object:
Specify second break point or [First point]: F
Specify first break point:
сОбозначение положения первой точки разрыва>
Specify second break point:
Следует отметить, что обе точки можно определить как на контуре разрываемого объекта, так и за его пределами. В последнем случае AutoCAD строит воображаемые нормали, исходящие от указанных точек к разрываемому объекту, и точки их пересечения принимает за точки разрыва. Причем если разбиваемый объект имеет криволинейную поверхность (окружность, дуга, сплайн, полилиния), то нормаль проводится к касательной, т.е. через центр самой дуги (рис. 8.28).
Примечание. Команду Break можно использовать также для обрезки объектов. Если одну точку указать на контуре самого объекта, а вторую – в конечной точке (либо за ее пределами) со стороны отсекаемой части, то AutoCAD удалит эту часть объекта.
Снятие фасок
Операция подрезки двух пересекающихся прямолинейных сегментов (отрезков, лучей, прямых) на заданных расстояниях от точки их пересечения (катеты) называется снятием фаски. Система AutoCAD строит при этом новый отрезок (гипотенузу), соединяющий точки подрезки.
Для снятия фаски используется команда Chamfer, которой соответствует кнопка Chamfer (Фаска).
Команда выполняется как над пересекающимися, так и над непересекающимися (но не параллельными) отрезками (при этом отрезки сначала удлиняются до пересечения).
Способ построения фаски зависит от выбранного значения параметра Method:
- по двум катетам (рис. 8.29а) – от точки пересечения подрезаемых отрезков откладываются значения катетов Distl и Dist2, а затем полученные точки соединяются между собой гипотенузой (значение Distl отмеряется на первом указанном отрезке, а Dist2 – на втором)
- по одному катету и углу (рис. 8.296) – от точки пересечения подрезаемых элементов откладывается на первом выделенном отрезке значение катета Distl, а затем по заданному углу Angle вычисляется длина гипотенузы.
После вызова Method в строке команд выполняются следующие действия, позволяющие снять фаски с установленными по умолчанию параметрами (первая строка демонстрирует текущие настройки и способ построения фасок):
Command: Chamfer
(TRIM mode) Current chamfer Distl = 10, Dist2=10 Select first line or [Polyline/Distance /Angle/Trim/ Method]:
Select second line:
Параметры команды следующие:
- Polyline – используется для снятия фасок в вершине замкнутой полилинии (после выбора параметра достаточно на вопрос Select 2D polyline выделить полилинию на чертеже);
- Distance – применяется для назначения длин катетов, откладываемых на сторонах подрезаемых отрезков от точки их пересечения (полученные точки соединяются между собой, образуя фаску);
- Angle – предназначен для задания угла фаски и одного из катетов, которые будут приняты по умолчанию при использовании соответствующего способа построения («по одному катету и углу»);
- Trim – служит для отключения режима автоматического удаления отсеченных линий, выступающих за точку начала фаски (по умолчанию режим включен);
- Method – предназначен для выбора способа снятия фаски «по одному катету и углу» (по умолчанию используется способ «по двум катетам»).
Сопряжение объектов
Операция плавного соединения двух объектов (пересекающихся либо параллельных) дугой окружности заданного радиуса называется сопряжением объектов.
Для сопряжения используется команда Fillet, которой соответствует кнопка Fillet (Сопряжение).
После вызова Fillet в строке команд выполняются следующие действия, позволяющие сопрячь объекты с установленными по умолчанию параметрами (первая строка демонстрирует текущие настройки):
Command: Fillet
Current Settings: Mode=TR.IM, Radius=15 Select first object or [Polyline/Radius/Trim]:
Select second object:
Параметры команды следующие:
- Polyline – используется для сопряжения в вершине замкнутой полилинии (после выбора параметра достаточно на вопрос Select 2D polyline выделить полилинию на чертеже);
- Radius – служит для задания радиуса сопряжения, который будет принят в качестве значения по умолчанию для всех последующих построений;
- Trim – предназначен для удаления выступающих линий или удлинения недостающих при сопряжении.
Примечание. Команду Fillet можно применять для соединения дугой окружности двух параллельных отрезков, а радиус дуги в этом случае определяется как половина расстояния между сопрягаемыми отрезками.
На рис. 8.31 приведен пример сопряжения сторон прямоугольника с разным радиусом дуги (15 и 10 единиц).