Управляемость УАЗ Патриота и ее улучшение
Рады снова Вас приветствовать и поставлять полезную информацию про УАЗ Патриот. Мы всегда стараемся адекватно и достоверно, невзирая на открытую любовь к УАЗ Патриоту, беспристрастно анализировать его «болячки» и конечно же преимущества. Сегодня темой нашей беседы будет управляемость УАЗ Патриота и ее улучшение. И начнем разбирать это вопрос с вводной части.
Всем известно, что управляемость любого авто можно понимать, как свойство изменять вектор движения при повороте руля и сохранять это направление. Каждый уважающий себя автомобиль обязан иметь целую систему управления, позволяющую противостоять сносу, заносу или опрокидыванию автомобиля. УАЗ Патриот тоже укомплектован целым механизмом управления к тому же оборудован гидроусилителем, что не маловажно. Ведь благодаря ему патриотовод может изменять направление буквально одним пальцем!
С 2017 года уазовцы стали комплектовать Патриоты системой курсовой устойчивости (ESP) с системой имитации блокировки заднего межколесного дифференциала. Раньше Патрики выходили с конвейера только с системой ABS. Также с 2017 года в конструкции появился штатный стабилизатор поперечной устойчивости.
Но не будем кривить душой и согласимся тем что УАЗ Патриот от УАЗ 469 перенял в наследство как отличную проходимость, так и плохое качество управления. Почему так? А потому что разработчики УАЗ Патриот в первую очередь коптели над проходимостью автомобиля и потому получили, что получили. На протяжении последних десяти лет инженеры УАЗа трудятся над улучшением агрегатов системы управления и делают все, чтобы достигнуть максимального результата. Как же сделать управляемость УАЗ Патриота лучше, мы расскажем Вам сейчас. Уверенная езда вашего Патриота, как и других авто взаимосвязана со следующими пунктами.
- Люфт руля
- Рисунок протектора
- Присутствие жестких пружин и амортизаторов
- Вылет дисков
- Правильное давление воздуха в шинах
- Угол установки передних колес (периодический контроль)
- Присутствие лифта кузова
Как мы видим, список не короткий и пройтись по некоторым пунктам категорически необходимо, чтобы Патриот радовал Вас как на ровной дороге, так и там, где их нет. Первым делом –амортизаторы. Заменим их на более жесткие, таким образом фактор раскачивания Патриота станет меньше. Менять лучше на газовые, важным преимуществом которых будет отличная эксплуатация как на асфальте, так и за его пределами. Стоковые амортизаторы не дают возможности Патриоту четко отвечать на каждое движение руля. Но и не будем забывать, что ульяновские инженеры создавали внедорожник, а не спорткар.
Второй аспект – это замена передних пружин на более жесткие, а также усиление задней подвески. С выбором проблем не будет, ибо сейчас на этом рынке полно производителей на любой цвет и кошелек. Некоторые Патроводы меняют рессоры на пружины. Это дает отличный эффект, но довольно затратно.
Стабилизаторы поперечной устойчивости, если и устанавливаются на Патриот (обновленный 2017 модельный год), то в стоковой версии не имеют функцию регулировки. Наш совет – заменить их на регулируемые, ибо эта деталь отвечает за крен транспортного средства во время поворотов.
С конвейера УАЗ Патриот выезжает с небольшим продольным углом наклона колес (кастором), что также оказывает негативное воздействие на управляемость. Изменив данный угол, можно добиться ее улучшения. На рынке имеются комплекты ШОПКов с «заваленным» кастором. По отзывам установивших, управляемость значительно улучшается.
Ко всему этому предлагаем установить 18-ти дюймовые диски. Их сочетание с низкопрофильной резиной положительно скажется на управляемости Патриота.
Подводя итог хочется сказать что крайне важно следить за состоянием подвески и всех ее узлов. Мягкая подвеска обеспечит меньший износ шин, но увеличит крен кузова при вхождении в повороты. Поэтому важно учитывать все факторы, влияющие на управляемость и контролировать их. Ровных Вам дорог без заносов
Управляемость Патриота или почему он рыскает
Пересев на Патриот с Форд Фокуса, являющегося своего рода, законодателем управляемости машин, я сразу почувствовал всю «прелесть» подруливаний. Это не сильно напрягало, т.к. все было в приемлемых для меня допусках. Далее, т.к. купил машину зимой, через пару недель после покупки я поставил зимние колеса. И вот тут началось. Машина начала сильно рыскать на дороге, удовольствие от вождения ушло. Я честно скажу расстроился, но потом подумал, что, видимо, все дело в изменившихся параметрах колес — поставил нештатный размер. Начал перелопачивать интернет в поисках причин, влияющих на управляемость УАЗика. Много чего узнал нового. В этой статье я попробую собрать воедино все свои открытия и умозаключения на эту тему, т.к. хочу, по возможности, максимально улучшить управляемость и, как следствие, безопасность, моего патрика.
1. Люфт различных соединений в подвеске.
Тут все ясно, особо останавливаться не буду. Отмечу, что в большинстве случаев хулиганит тяга панара или рулевые наконечники (судя по отзывам).
2. Неудачные сайлент-блоки.
То, на что я не мог бы и подумать. У меня новая машина из салона, но когда в -35 с ветром я еду по трассе, это совсем не то же самое, что в -15. В мороз машина рыскает гораздо сильнее. Возможно, зимняя резина задубела и дала такой эффект, но в этом я сомневаюсь, т.к. на ощупь резина мягкая, да и отзывы о шине не плохие(Hankook RW11). Так что склоняюсь к тому, что это задубели сайлент-блоки.
3. Неправильный размер колес.
Это уже интересней. Когда выбирал себе резину, долго читал драйв и смотрел кто что ставит. Какие размеры шин и дисков предпочитает народ. В итоге взял себе резину 235/85 и вылет дисков 0 (напомню, штатный вылет +35, а один из штатных размеров резины — 235/70). Машина стала чуть выше и чуть шире. И вот тут всплыл ньюанс о котором никто не пишет. Или не знают, или не заморачиваются. В общем, есть такой параметр как плечо обката.
Видно, что при изменении высоты профиля резины или вылета диска, меняется расстояние от центра пятна контакта шины до воображаемой оси поворота колеса. И если бы у нас был переднеприводный авто, то может оно и нечего, но у нас по умолчанию (и инструкции) на трассе задний привод. А это значит, что при ненулевом плече колесо, наезжая на любое сопротивление (камушек, бугорок) не центром, будет стремиться куда-нибудь повернуть, т.к. задние колеса толкают машину, а передние испытывают неравномерное сопротивление. Учитывая наши дороги со колеями, ямками и бугорками, получаем постоянное стремление колеса куда-то уехать куда нам не надо. Плюс у нас есть куча любителей поставить колеса пошире, миллиметров на 265, а то и больше. А в этом случае, чем шире колесо, тем большее плечо силы можно поймать наехав на препятствие. Чтобы пояснить на пальцах о чем говорю, можно привести такой пример. Проезжая вдоль бордюра и задев его краем колеса, оно будет стремиться повернуться в сторону бордюра. Это хорошо чувствуется на руле. Примерно такая же ситуация и на трассе.
4. Неверное давление в колесах.
Причина банальна. Но мало кто раз в неделю обходит машину с манометром. А надо бы.
5. Не отрегулировано схождение колес.
После покупки нового авто в салоне я дополнительно заезжал на схождение. Оказалось, что колеса смотрели наружу (привет официалам, которые кроме мойки никак не готовят машину). Так что обязательно делать и иногда контролировать. Дело безопасности все ж.
6. Неудачный дефолтный кастор.
Когда-то, когда патриот еще был 469 козликом и ездил по полям, выбор текущего кастора был оправдан. Но теперь завод позиционирует машину как авто не только для бездорожья, но и для города. И большинство из нас большую часть времени в городе и проводят (город, читай асфальт). Соответственно, кастор лучше было бы завалить поболее, имхо. Хотя бы до +5-6 градусов. Благодаря ребятам из СТО22 теперь возможно переделать кастор самостоятельно используя, можно сказать, заводское решение.
7. Некачественный нагнетательный шланг ГУР.
Еще одна неочевидная, на первый взгляд, вещь. Тут схема влияния такая. Повернув чуть руль, в шланге создастся давление. Если шланг неупругий, то это давление не быстро уйдет из шланга, а немного его раздует. После этого шланг, обладая упругостью сожмется и таки выдавит из себя жидкость. Т.е. появится временная задержка. В отличии от более упругого шланга. Аналогично и с обратной стороны. Колеса немного отклонились по какой-либо причине, а на руль не попало усилие, т.к. шланг на долю секунды раздулся, принял в себя жидкость и тут же выдавил ее назад. В итоге, руль не шелохнулся, а колеса успели сделать движение туда-сюда.
8. Трещина в рулевой сошке.
Это известная болячка патрика. Особенно на больших колесах. Рулевая сошка может не сломаться, а треснуть, что вызовет рысканье на дороге, хотя внешне все затянуто и не поломано. Хороший вариант решения проблемы — усиленная сошка от тех же ребят с СТО22.
UPD: 9. Люфт в ГУР
Как подсказал IvShmit , на управляемость может так же влиять неотрегулированный ГУР. Т.е. при быльших люфтах на рулевом колесе, управлять машиной будет неудобно.
UPD2: 10. Люфт в задней подвеске
Как говорят в комментариях, даже при идеальной передней подвеске, при наличии люфтов в задней, подруливать может именно она (задняя подвеска). Справедливое замечание. Причем, как отмечают коллеги, даже небольшой миллеметровый люфт способен сделать свое грязное дело. Вердикт — подвеска должна быть в порядке и спереди, и сзади.
Вывод:
1. Оправдание, что это мол, УАЗик, не парься, они все такие, уже не работает. Машина может ехать прямо. Не забываем, что суперпопулярные 80 и 105 крузаки тоже мостовые и имеют схожую конструкцию подвески. И их не хаят за управляемость.
2. Завод не зря составляет инструкцию по эксплуатации которую стоит иногда читать. И если вы по своей воле ставите 33-е колеса и диски с вылетом -20, то надо понимать что вы делаете.
3. Несмотря на вроде подросшее качество сборки, оно не на высоте, а работа дилеров и вовсе отвратительная. Поэтому после покупки едем к дяде Васе в гараж и делаем работу предпродажников — тянем гайки, делаем схождение.
4. Если этого мало и вы часто ездите на дальняк, есть смысл увеличить кастор. На трассе станет комфортнее.
5. Не забываем делать периодическое ТО. Это все еще уазик и гайки надо подтягивать. По крайней мере, ступчные и шкворневые — маст хэв.
Все это мои мысли. Возможно, где-то не прав, никого не убеждаю. Если можете и хотите что-то добавить — велкам)
Управляемость УАЗ Патриот. Как улучшить управляемость УАЗ Патриот
Управляемость зависит от конструкции, состояния подвески и рулевого управления:
— люфт руля
— углы установки колёс
— амортизаторы
— лифтинг, поднятый или опущенный задок
— жесткость пружин
— стабилизаторы поперечной устойчивости
— размер, твердость и рисунок шин
— давление воздуха в шинах
— исправность втулок подвески
— кастор
— вылет дисков
Как улучшить управляемость УАЗ Патриот
Перед тем, как что-либо делать оцените состояние следующим образом. На ровном асфальте вместе с сильным помощником руками(!) попытайтесь раскачать автомобиль. Прикладывая усилие в разных направления раскачивайте автомобиль в резонанс в плоскостях:
— рысканье — передок вправо, задок влево и обратно — проверяете рыскание на резине;
— тангаж — передок верх, задок вниз и обратно — проверяете общее состояние;
— крен — правая сторона вверх, левая вниз и обратно — проверяете резиновые втулки, шкворни;
— передок вверх/вниз — проверяете амортизаторы передние;
— задок вверх/вниз — проверяете амортизаторы задние.
Все сразу станет ясно. После доработок сделайте тоже самое и оцените разницу.
Улучшение управляемости УАЗ Патриот
Список в порядке от простого и(или) приоритетного:
— Изменение угла кастора кардинально улучшает устойчивость УАЗ Патриот.
— Убедитесь, что вылет установленных дисков соответствует требованиях УАЗ.
— Давление воздуха в шинах должно быть правильным.
— Устранить люфт в рулевом управлении — замена (проверка) наконечников рулевой тяги, регулировка сошки рулевого управления.
— Сделать диагностику подвески и трансмиссии. Устранить неисправности.
— Проверить целостность, резиновые втулки и крепление стабилизатора поперечной устойчивости.
— Проверить смазку и регулировку ступичных подшипников всех колес.
— Проверить углы установки колёс кастор — сход — развал.
— Установить передний стабилизатор поперечной устойчивости, если его нет. Обычно есть.
— Заменить амортизаторы. Более жесткие амортизаторы лучше держат дорогу.
— Установить задний стабилизатор поперечной устойчивости.
— Отрегулировать шкворневой узел. Установить шкворни на подшипниках.
— Заменить резиновые втулки и сайлентблоки подвески на полиуретановые.
— Проверить геометрию кузова.
— Резина! На мягкой и высокой резине на большой скорости на поворот руля автомобиль реагирует с задержкой.
Если все уже в норме, но вы хотите еще лучше, то установите диски большего размера: 17″ или 18″.
Управляемость УАЗ Патриот в поворотах
— Вылет дисков. Обратите внимание на то, что при изменении вылета дисков от штатного значения, в поворотах колеса начинают поворачиваться на разный угол, что существенно ухудшает прохождение поворотов.
— Шины и давление в них. Высокая, мягкая, комфортная резина, да еще с низким давлением, с задержкой реагирует на повороты на больших скоростях.
— Амортизаторы.
— Втулки и сайлентблоки подвески. Разбитые сайлентблоки раскачивают и наклоняют кузов в поворотах.
— Стабилизатор поперечной устойчивости.
Немного теории. Мягкая подвеска обеспечивает постоянный контакт шины с дорожным покрытием, колеса не подскакивают на препятствиях, все время сохраняют соприкосновение с дорогой. Это уменьшает износ резины, обеспечивает интенсивный разгон и лучшее торможение. Мягкая подвеска приводит к большему крену в поворотах и ухудшению устойчивости, замедляет реакцию автомобиля на поворот рулевого колеса на больших скоростях.
- База знаний УАЗ Патриот
- Другие марки
- Комментарии событий
- Настройка УАЗ Патриот
- Ремонт и обслуживание УАЗ Патриот
- Тюнинг УАЗ Патриот
- Эксплуатация УАЗ Патриот
Управляемость УАЗ Патриот
Давайте поговорим почему встречается плохая управляемость УАЗ Патриот и вообще об его поведении на дороге. Довольно часто к нам обращаются владельцы УАЗ Патриот с жалобами на его рысканье по трассе, требующего постоянного подруливания. Мы решили поделиться своими мыслями по этому поводу.
Если ваш УАЗ Патриот начинает «плохо себя вести» на дороге, его тянет в сторону, появляется рысканье по дороге или руль не возвращается на нулевую отметку — как вариант пора делать развал-схождение передних колес.
Вот и ещё несколько причин, когда будет не лишним заехать на СТО.
- На ровной асфальтной дороге машину уводит в сторону;
- Изменилось нейтральное положение руля на ровной дороге;
- Появился шум от покрышек в движении c хорошим асфальтным покрытием;
Чтобы улучшить управляемость Патриота, обычно мы делаем следующие операции.
Проверяем давление в шинах, должно быть таким, какой стиль езды вы предпочитаете. Мягкие недокачаные шины лучше держат дорогу, но с задержкой реагируют на повороты. Перекачанные шины наоборот, позволяют динамичней войти в поворот. Ну и как минимум, давление должно быть одинаковым в колесах одной оси.
Так же советем учитывать что если резина высокая и мягкая- это хорошо сказывается на разгоне и торможении Патриота. Лучшее сцепление с дорогой, почти не чувствуются мелкие ямы и выбоины. Однако на такой резине высокий Патриот слегка с опозданием реагирует на вхождение в крутые повороты, особенно на высоких скоростях.
Проверяем люфт руля — угол поворота рулевого колеса не должен быть больше 10-15 градусов, прежде, чем колёса начнут поворачивать. Углы поворота колёс, должны быть не более 31-32 градусов. Это влияет на устойчивость машины при крутых разворотах. При необходимости, устраняем люфт рулевого колеса на Патриоте. Как часто бывает с УАЗом — виноват рулевой редуктор. Заменяем разбитые наконечники рулевой тяги. Можем поставить усиленные — практически вечные.
Обязательно проверяем состояние амортизаторов. На бывшей в употреблении машине могут они быть неисправны. Не забываем про жёсткость пружин. Дело в том, что чем жестче подвеска, там лучше Патриот входит в поворот на больших скоростях. Так же нужно учитывать, сделан ли лифт подвески. Это влияет на угол кастора. Что такое кастор расскажу чуть позже. Смотрим на состояние втулок подвески, сайлентблоки и т.д. Вылет дисков тоже должен соответствовать требованиям.
При проблемах со шкворневым узлом ремонтируем его. Бронзовые шкворни считаются более прочными, чем шкворни на подшипниках. Их ставят, когда вы постоянно ездите по бездорожью. Для езды по более-менее нормальной дороге, ставим шкворни на подшипниках.
Проверяем угол наклона кастора Патриота. Кастор — это угол продольного наклона оси поворота колеса автомобиля. Чтобы проще понять, скажу так. Если представить вилку на переднем колесе велосипеда. Чем меньше наклон, тем легче повернуть руль, но тогда руль труднее вернуть в исходное состояние. На автомобиле тот же принцип. Угол наклона кастора влияет на стабилизацию при повороте. Усилия прикладываются при повороте значительные, но колёса стремятся стать в исходное положение. На заводе-изготовителе стараются максимально сбалансировать угол кастора. Однако он может быть изменён, если автомобиль попадал в ДТП, ремонтировался кузов, или если приподнимали или опускали передний мост — лифт подвески .
В нашей мастерской мы меняем кулаки мостов ШОПК УАЗ Патриот на усиленные с увеличенным углом кастора. Это положительно сказывается на управляемости. Углы установки колёс при схождении должны быть в пределах 0.3’04» — 0.9’12». Развал не регулируется, а выставляется только на заводе изготовителе.
Не забываем проверить ступичные подшипники Патриота. При люфте, снимаем ступичные подшипники, проверяем состояние, промазываем, ставим на место. При необходимости меняем.
Смотрим наличие стабилизатора поперечной устойчивости. Как заднего, так и переднего. Ставим, если нет. Обязательно поставьте передний стабилизатор на свой УАЗ Патриот. Если его не будет, при езде будет казаться, что не отрегулировано схождение колёс.
Меняем амортизаторы на более жесткие. Так Патриот лучше держит дорогу. Резиновые втулки в сайлентблоках меняем на полиуретановые . Прослужат дольше, да так надёжней будет.
Проделав всё это управляемость должна заметно улучшиться.