Что такое эсуд на уаз буханка
Перейти к содержимому

Что такое эсуд на уаз буханка

  • автор:

Контроллер (блок управления двигателем / ЭБУ) Уаз 2206, 3741 (ЗМЗ 4091 / ЕВРО-3) (Bosch Германия 0 261 S04 795) 2206-95-3763013-00

 Контроллер (блок управления двигателем / ЭБУ) Уаз 2206, 3741 (ЗМЗ 4091 / ЕВРО-3) (Bosch Германия 0 261 S04 795) 2206-95-3763013-00

В нашем магазине запчастей для автомобилей УАЗ Вы можете купить: Контроллер (блок управления двигателем / ЭБУ), от производителя Bosch , ( Россия ), с каталожным номером 2206-95-3763013-00 , с артикулом производителя 2206-95-3763013-00 . Данная запчасть подходит на машины УАЗ: , Семейство 452, Буханка, 3303* . Заказать можно с доставкой по Москве, а так же с дешевой и быстрой доставкой по России. Так же можно забрать товар из пунктов самовывоза. Другие запчасти из категории Блоки управления (Электрооборудование) и цены на них Вы можете посмотреть в каталоге нашего интернет-магазина УАЗ Моторс.

УАЗ «Буханка» взаимозаменяемость ЭБУ .

ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 4 -00 ) взаимозаменяем с ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00) .

А вообще проверенно лично, (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00) работает вместо (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00), но обратное не проверялось.

Вот в чем вопрос, ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00) взаимозаменяем с ЭБУ (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00) .

Есть в продаже: ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00)
Нет в продаже: ЭБУ (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00)

В чем отличие Bosch M Е 17.9.7 от Bosch M17.9.7 .

Albatrossio

Регистрация: 27.06.2011 Сообщений: 5,078 Адрес: Мордовия, Ельники
#2 SNN, 12.05.2012 23:32
Сообщение от Albatrossio: ^
В чем отличие Bosch MЕ17.9.7 от Bosch M17.9.7 .
Нажмите, чтобы раскрыть.

В наличии и отсутствии соответственно троса дроссельной заслонки. Проще говоря, MЕ17.9.7 с Е-газ, а M17.9.7 — с тросом.

SNN

Albatrossio Завсегдатай
Водитель погрузчика

Регистрация: 12.05.2012 Сообщений: 1 Адрес: Россия, Красноярск
#3 Albatrossio, 12.05.2012 23:43

Спасибо! SNN

А вот ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00) можно вместо ЭБУ (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00) .

Пробовали наоборот
ЭБУ (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00) вместо ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00)
работает, но что-то боимся пихать 13й вместо 14го.

Albatrossio

Диагностика ДВС

Регистрация: 23.07.2008 Сообщений: 1,550 Адрес: Челябинск
#4 Алексей Рябов, 13.05.2012 09:42
Сообщение от Albatrossio: ^

А вообще проверенно лично, (Bosch M17.9.7220695-3763014-00) работает вместо (Bosch M17.9.7 220695-3763013-00), но обратное не проверялось.

Нажмите, чтобы раскрыть.

скорее всего должен работать. ИМХО «14»-й может быть слегка модернизированный «13»-й. А есть на них маркировка, указывающая на привязку к двигателю?

Алексей Рябов

автомеханик

Регистрация: 31.01.2010 Сообщений: 1,013 Адрес: Осинки Самарской обл
#5 пеший, 13.05.2012 09:54

Изображения:
1.JPG

Размер файла: 81.6 Кб Просмотров: 972

пеший

Albatrossio Завсегдатай
Водитель погрузчика

Регистрация: 12.05.2012 Сообщений: 1 Адрес: Россия, Красноярск
#6 Albatrossio, 13.05.2012 09:55
Сообщение от Алексей Рябов: ^
А есть на них маркировка, указывающая на привязку к двигателю?
Нажмите, чтобы раскрыть.

На новом УАЗ с ABS, ЭБУ имеет маркировку (220695-376301 4 -00), на другом новом УАЗ без ABS, маркировка ЭБУ другая (220695-376301 3 -00), причем на обоих ЭБУ слова (Bosch) нет, только код и (Made in Венгрия).

Albatrossio

автомеханик

Регистрация: 31.01.2010 Сообщений: 1,013 Адрес: Осинки Самарской обл
#7 пеший, 13.05.2012 09:57
Сообщение от Albatrossio: ^
но обратное не проверялось.
Нажмите, чтобы раскрыть.
А что мешает?

пеший

Albatrossio Завсегдатай
Водитель погрузчика

Регистрация: 12.05.2012 Сообщений: 1 Адрес: Россия, Красноярск
#8 Albatrossio, 13.05.2012 10:10

Еще вопрос, проводка разная у авто с разными ЭБУ? А точнее у 14го и у 13го. Есть у кого схема на УАЗ с ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 4 -00) и (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00).

Тут как-то УАЗ заглох, молчал БН, кое-как нашли предохранитель БН, слушали где щелкает реле у исправного УАЗ с (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00) и в том-же месте нашли реле у УАЗ с (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00), предохранитель находится в разъеме реле, и причем предохранитель допотопного вида, неужели в 21веке нельзя сделать блок флажковых предохранителей и блок-коробка с реле.

Добавлено через 2 минуты

Сообщение от пеший: ^
А что мешает?
Нажмите, чтобы раскрыть.

Хозяин боится, у УАЗ с ЭБУ (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00) есть ABS, но по идеи у этой системы свои мозги отдельно расположены.

Добавлено через 8 минут

УАЗик у которого родной ЭБУ (Bosch M17.9.7 220695-376301 3 -00), нормально завелся на 1 4 м ЭБУ и ровненько тарахтел на ХХ.

Последний раз редактировалось Albatrossio; 13.05.2012 в 10:19 . Причина: Добавлено сообщение

Albatrossio

автомеханик

Регистрация: 31.01.2010 Сообщений: 1,013 Адрес: Осинки Самарской обл
#9 пеший, 13.05.2012 10:25
Сообщение от Albatrossio: ^
Хозяин боится
Нажмите, чтобы раскрыть.

Боится чего? Если предыдущий контроллер вышел из строя по причине короткого замыкания например проводки ДДК,то и следующий контроллер(будь то 13й или 14й) выйдет из строя,если не устранить причины. Если боится того,что в проводке для 13го и 14го контроллеров настолько существенные различия,что это может вызвать «коротыш» и выход из строя нового контроллера,то это полный абсурд.

пеший

ChipTuner.RU

Регистрация: 17.01.2001 Сообщений: 22,389 Адрес: Волгоград
#10 Sим, 13.05.2012 10:32

Блоки абсолютно одинаковые. цифры лишь для систематизации 13 буханка, 14 хантер.

Мало того, блоки МЕ для ВАЗ и для УАЗ тоже одиноаковые. Если память не изменяет, там отличие всего в одном толи резисторе, толи конденсаторе.

Sим

Albatrossio Завсегдатай
Водитель погрузчика

Регистрация: 12.05.2012 Сообщений: 1 Адрес: Россия, Красноярск
#11 Albatrossio, 13.05.2012 10:36

Мешает ещё то что не продают ЭБУ (7220695-376301 4 -00), нет в наличии ни родных «Made in Венгрия» ни «Bosch», а вот (220695-376301 3 -00) есть в продаже, только я сам не ездил искать, ездил искать хозяин у которого 14й ЭБУ стоит, говорит что есть 13е, но Венгрия или Bosch я не знаю, у нас пока новые УАЗы а ЭБУ ищем в запас.
ЭБУ 14й рабочий, из за чего сгорел предохранитель БН . из за коротыша в проводки ЛЗ . Весь жгут ЛЗ прилип к выхлопной.
Поехал брать 13й в запас, но везде в магазинах отговаривали, мол различия могут быть.
И еще мы в России живем, хозяин 14го ЭБУ с разорванной проводкой ЛЗ и не собирается её восстанавливать, замотал изолентой и все, говорит едет да и ладно.
Боится одного, как-бы ещё чего не сгорело.

Добавлено через 4 минуты

Сообщение от Sим: ^

Блоки абсолютно одинаковые. цифры лишь для систематизации 13 буханка, 14 хантер.

Мало того, блоки МЕ для ВАЗ и для УАЗ тоже одиноаковые. Если память не изменяет, там отличие всего в одном толи резисторе, толи конденсаторе.

Нажмите, чтобы раскрыть.

Так это они на заводе впихнули ЭБУ от ХАНТЕРА в БУХАНКУ?
Смотрел в интернет магазинах, там тоже статус у (Bosch M17.9.7220695-376301 4 -00) «нет временно в наличии», но вот почему-то ценник сильно отличается между 14м и 13м

Как запустить Doom на УАЗ Буханке 2022

Прошедший 2022 год сильно повлиял на отечественных автопроизводителей. Появились антикризисные комплектации (а остальные исчезли). Произошли откаты на старые экологические нормы, вплоть до евро-2. Кто-то прогнозировал возврат к карбюраторным двигателям, чего, к счастью, не случилось. Люди в шапочках из фольги особенно рады, что из отечественных машин исчезла система ЭРА-Глонасс. Глупцы, она стала ненужной, потому что всех уже чипировали через вакцину.

Мы же c @andrey239 и всей командой RusEFI продолжали пилить свой ЭБУ* с преферансом, барышнями, открытым программным кодом и открытыми аппаратными реализациями.

Электронный Блок Управления. В этом тексте подразумевается ЭБУ Двигателя Внутреннего Сгорания (ДВС). Хотя современные ЭБУ ДВС помимо самого ДВС управляют еще и кучей оборудования, так или иначе связанного с ДВС, начиная от генератора и заканчивая топливным насосом. Поэтому современный ЭБУ это устроство немного сложнее трамблера и карбюратора.

А оно поедет?

Кстати, да, на нем можно запустить ДВС. Даже V12. Нет, не взорвется. Да, есть те, кто ездят на нем. На повседнев. Конечно же только по частным дорогам.

А так как мы делаем “инженерный онлайн ЭБУ”..

инженерный и онлайн, о чем это?

Тут надо немного отвлечься и пояснить что есть “инженерный” и что есть “онлайн”. Когда-то давно ЭБУ было нельзя перешивать. Т.е. совсем. В них стоял проц с однократно-программируемой ПЗУ. “А как же патчи и хотфиксы?” спросите вы. Для этих целей рядом с процом иногда было место под внешнюю ПЗУ, запаяв которую, можно было обновить прошивку.

Вот, кстати, ЭБУ от моей любимой тестовой лошадки — Subaru SVX. Частично разобранный, чтобы найти, где у ней там неонка и немного пореверсить. В правом верхнем углу видно место для ПЗУ с патченной прошивкой.

ЭБУ Subaru SVX начала 1990х

Понятно, что место под ПЗУ сделано не для тюнеров, а для исправления потенциальных косяков. Но этим механизмом очень быстро начали пользоваться энтузиасты.

Поставив на это место кроватку и подкидывая в нее ПЗУ (с УФ стиранием, ламповые) в прошлом веке можно было модернизировать прошивку. Обычно это ограничивалось редактированием таблиц по которым работает ЭБУ: «навалить угла», «насыпать буста», «забеднить» или наоборот «залить». Это был уже “инженерный” блок, но еще не онлайн.

навалить угла — увеличить Угол Опрежения Зажигания. Да, смесь в цилиндре обычно поджигается до достижения поршнем Верхней Мертвой Точки, т.е. сжимается уже горящая смесь. Настройка УОЗ и состава смеси — главные методы получения дополнительных лошадиных сил на атмосферных моторах

насыпать буста — добавить давления наддува, актуально только для турбированных/компрессорных машин. Это основной метод поиска скрытых резервов на наддувных ДВС.

забеднить и залить — соответственно обеднить или обогатить смесь на определенных режимах. Бензин с воздухом в разных соотношениях горит (а иногда и не горит) с разной скоростью и КПД.

Потом к этому начали прикручивать “онлайн” — вместо ПЗУ ставили RAM, содержимое которой можно было менять на лету. Так же из этой памяти можно было читать интересующие тюнера параметры.

Сейчас паять ничего не надо. Прошить современный ЭБУ можно через диагностический разъем, благо там уже флеш память. На многие штатные ЭБУ есть патчи, позволяющие на время настройки переместить часть калибровочных данных в RAM с менять их на лету без необходимости при каждой правке перешивать флеш.

Так вот, мы тоже делаем и “инженерный” и “онлайн”. И с удобством для пользователя. Поэтому у нас для микроконтроллера, который этим всем рулит, специфичные требования, часто идущие вразрез с automotive требованиями. Тот же USB для связи с компом, интерфейс SD карты для записи логов.

Так же мы (команда RusEFI) любим GCC и не любим архитектуры с коммерческими/закрытыми компиляторами. Равно как не любим и микроконтроллеры с закрытой/NDA документацией.

Ну и больше половины нашей прошивки — это всякие плюшки связанные с настройкой ЭБУ, а не его прямыми обязанностями по управлению ДВС. Та же поддержка файловой системы для SD, драйвера интерфейса USB, протокола для связи с TunerStudio, куча осмысленных текстовых (!) сообщений об ошибках и параноидальные проверки.

Это уже не говоря про модный Lua для написания всяческих расширений. Например для отправки специальных CAN сообщений, чтобы осчастливить блок АБС, ЭБУ АКПП или контроллер климата.

Т.е. нам и памяти надо больше, чем есть в классических ЭБУ.

Поэтому все мечты о портировании RusEFI на какой-либо штатный ЭБУ разбивались если не об отсутствие документации или адекватного компилятора, то об отсутствие достаточных ресурсов микроконтроллера.

Так было до конца 2022 года. Пока мы не решили портануть DOOM RusEFI на УАЗ Буханку (в девичестве УАЗ 2206). Согласен, очень неожиданно.

Российские производители автоэлектроники внедряют чипы общего назначения

До 2022 года на конвейеры отечественных автопроизводителей шли блоки управления на базе специализированных микроконтроллеров. Например от Infineon или STMicroelectronics — в таких чипах больше специализированной автомобильной периферии, полная документация на такие чипы не всегда доступна и банально бесплатного компилятора часто нет.

Во второй половине 2022 года два (оба?) российских производителя электронных блоков управления двигателем внутреннего сгорания начали поставлять на конвейеры решения на базе микроконтроллеров общего назначения с ядром ARM Cortex-M4. Это очень заинтересовало нас и мы начали охоту на эти блоки.

Первым (и пока единственным) у нас на столе оказался блок от компании СОАТЭ. СОАТЭ поставляет на конвейер УАЗа блок управления S105. На ранних серийных номерах в них использовался stm32f407, на более поздних мы видим Geehy apm32f407. Насколько нам известно, apm32f407 это функциональный аналог stm32f407. А stm32f407 это тот микроконтроллер, с которого начинался RusEFI!

ЭБУ УАЗ 2022 года

Картинка честно утащена с форума, где дядьки-УАЗоводы столкнулись с новым шайтаном, который по непонятным причинам окирпичился. Спасибо этим дядькам, без них мы бы не узнали об этих блоках.

Блок явно разработан с акцентом на доступные компоненты: дискретные MOSFET с внешней схемой ограничения тока, VR вход на компараторе, вместо специализированной микросхемы и так далее.

Geehy, кстати, первым в окрестностях анонсировал версию APM32A407 с автомобильной сертификацией AEC-Q100, хотя вероятно это всего лишь полная отбраковка по температуре. Мы очень надеемся, что внутри и он выглядит как stm32f407.

Второй интересный блок это М74.9 от ИТЭЛМА. В 2022 его начали ставить на две модели Нивы и он сделан на базе at32f435. at32f435 от Artery это вроде как тоже аналог другого микроконтроллера от STM — stm32f435 (не сильно отличается от stm32f407) и на нем мы тоже умеем RusEFI.

Новый ЭБУ Нивы

Удивительным образом рядом с микроконтроллером-клоном-аналогом от китайцев мы видим высоко-интегрированный специализированный автомобильный чип L9779 от одного из крупнейших производителей микроэлектроники STMicroelectronics. В этом плане ИТЭЛМА явно пошла другим путём и рискнула использовать чип, заменить который, случись чего, просто так не получится. Кстати, на краю ПП запаян разъём очень похожий на JTAG/SWD.

Про этот блок мы узнали от специалиста по турбированию Нив. Кто ездил на Нивах, тот понимает, почему машина прямо с завода поехала на установку турбины.

В канун нового года мы написали письмо Дедушке Морозу, запостили пару статей на Drive2 и накидали сообщений на тематических форумах, что мол, мы хорошо себя вели, документировали код, всегда тестировали изменения перед мержем и теперь очень хотим один из этих блоков. А лучше оба два.

Реверс

Блок S105 Дедушка Мороз доставил мне 28 декабря. Видимо Дедушка гоняет на УАЗ буханке. А уже 5 января мы запустили на этом блоке RusEFI и радостно помигали светодиодами, подключенными на выходы форсунок

Hidden text

Особо внимательные могут спросить «а фигли светодиоды всегда горят и только яркость меняется?». А это артефакт от схемы диагностики выхода — в ЭБУ по этим выходам помимо силовых полевиков стоят еще высокоомные делители и сигнал с них идет на процессор. Проц следит, чтобы при выключенном выходе на нем было напряжение аккумулятора (через достаточно низкое сопротивление форсунки). А при включенном выходе на нем должно быть около нуля вольт. Так он определяет обрыв цепи, неисправность выходного транзистора и с некоторыми извращениями, возможно, так же замыкание на +12В или землю.

Так вот сопротивления этого делителя оказалось достаточно для создания тока от которого светодиоды начинали тускло светить.

Пока это очень раннее демо, оно не дружит со штатным бутлоадером (я его пока тупо снес), общается только по CAN, не умеет K-line и так далее, но оно работает!

Это, конечно, не так впечатляет как Linux на калькуляторе или doom на тесте на беременность, но для нас это большой шаг в сторону пользователей. Поэтому хочется поделиться краткой историей этого реверса. Тем более, что реверс, зачастую, прекрасная возможность повысить свой скил. А реверс инженеринг железа — прекрасная возможность попробовать себя в embedded программировании без смс и регистрации, т.е. не тратясь на разработку своего железа. В ходе этого реверса паяльник пришлось брать в руки один раз. Но обо всем по порядку.

Минимальный (и достаточный) набор аппаратного хакера в 2022

именно так, тестер, цветные ручки и листы А4 (пока выступают фоном)

1. Визуальный осмотр

Разглядываем, списываем все маркировки, качаем даташиты.

На этом этапе по маркировке не удалось определить только два одинаковых чипа в soic-8. Но по их расположению, наличию больших конденсаторов в обвязке, да и просто методом исключения, стало понятно что это LDO.

Понятно, что разглядывать каждый резистор сейчас не стоит. Равно как и всякие мелкие sot-23 и тому подобные компоненты. Их назначение, в большинстве случаев, станет очевидно, когда разберетесь с «большими» компонентами.

На этом этапе желательно распечатать распиновки всех «больших» микросхем. Прямо на этих распечатках будем отмечать, что и куда идет.

2. Поиск документации

В случае ЭБУ — это схемы электропроводки соответствующих машин. По схемам удалось выяснить куда ему подавать питание. Это знание лучше подтвердить тестером. Ну и подавать питание в первый раз стоит от лабораторного блока питания с разумным ограничением по току (в моем случае 50..100 мА).

3. Берем в руки тестер

Мне не терпелось проверить свое предположение о том, что добрые разработчики вывели на незапаянную гребенку отладочный интерфейс SWD. Распиновка проца известна, где у него SWD тоже. Делов на 5 минут.

Удача! В рядок идут SWDIO, GND, SWCLK, VDD (3.3). И еще пара сигналов, которые меня пока не интересуют.

4. Цепляем отладчик

Следующим этапом надо было проверить, а есть ли возможность подцепиться к процессору отладчиком. Если отладка заблокирована фьюзами, это усложнит работу. Вероятно, пришлось бы пересаживать на плату другой, не заблокированный, процессор. Или танцевать с режимами загрузки и пытаться стереть проц и фьюзы через rom загрузчик. Честно говоря, даже не знаю, есть ли такая возможность на STM32, или они безвозратно блокируются.

Вот тут единственнный раз пригодился паяльник. На отсутствующее место была запаяна гребёнка контактов. В качестве SWD отладчика я используют STlink, встроенный в stm32f4discovery. Неубиваемая штука. Цепляем 4 проводка, подаем питание на ЭБУ. запускаем openOCD, снова удача:

$ openocd -f interface/stlink.cfg -f target/stm32f4x.cfg . Info : Target voltage: 2.905487 Info : stm32f4x.cpu: Cortex-M4 r0p1 processor detected Info : stm32f4x.cpu: target has 6 breakpoints, 4 watchpoints . 

Трясущимися руками цепляемя телнетом и пробуем слить прошивку. Третья удача подряд — прошивка оказалась не залоченной. Прошивка пригодится нам на следующих этапах, когда мы захотим разобраться с бутлоадером — негоже пользователей заставлять вскрывать ЭБУ и паять SWD.

Кстати, беглый просмотр полученного бинаря hexdump’ом показал, что бутлоадер занимает аж 64К в начале флеша. В RusEFI мы используем OpenBLT и для него зарезервировано 16Кб.

5. Уроки рисования

Теперь, когда понятно, что прошить железку можно, начинается нудная часть — срисовывание схемы. Тут есть пара советов:

Если на плате нет шелкографии (а зачем она на серийном устройстве?) — пронумеруйте все большие компоненты. Кто-то делает фото и расставляет обозначения на фото. Я беру лист А4, на нем схематично разрисовываю большие компоненты и нумерую их. Точность не нужна, главное примерно соблюсти взаимное расположение. Чтобы через неделю можно было соотнести рисунок и плату.

Поиск одинаковых паттернов. В ЭБУ куча силовых выходов и куча аналоговых входов. Эти блоки выполнены однотипно. Все различия в номиналах всяких там делителей напряжения, подтяжках и так далее. Достаточно срисовать по одному такому блоку, выяснить каким концом он идет на разъем, а каким к процессору и можно начинать прозванивать.

Вот схема управления и диагностики катушки зажигания. Таких блоков на плате 2 (еще 2 опционально).

6. Прозваниваем

Я использую древний тестер в режиме прозвонки диодов и пищалки. При этом на диоды (и другие pn переходы) он не пищит. Тут не стоит опасаться что-то сжечь. Во всяком случае в устройствах типа этого.

С процом сейчас повезло, он не BGA, поэтому ставим один щуп на интересующую нас цепь, а второй скользим по ножкам проца, без особого усилия. Моему тестеру хватает контакта на долю секунды чтобы пискнуть (есть задумчивые тестеры — ими прозванивать неудобно). После того как услышали писк — возвращаемся и начинаем считать ноги от ближайшего угла.

На этом этапе надо иметь распечатку с пинаутом проца. На ней уже должны быть вычеркнуты все ножки питания, кварцы и тому подобные пины с однозначной функцией. Каждый найденный сигнал отмечаем на этом пинауте и параллельно вписываем в таблицу. На пинауте я использую разные цвета для разных типов цепей: выходы, входы, интерфейсы. Параллельно вычеркиваем или другим образом помечаем все вызвоненные компоненты на общем плане. Задача — вычеркнуть/пометить как можно больше компонентов на общем плане. На пинауте процессора этого не факт что можно достичь — могут быть неиспользуемые ноги. Но их тоже желательно найти — вдруг потом захочется добавить светодиод или консоль или еще что.

Если у вас BGA процессор — этап усложняется. Если устройств много и не жалко уничтожить одно — сдувайте проц и прозванивайте. Если жалко — придется писать тестовую прошивку, которая будет ставить интересующие нас ноги в нужное положение или постоянно дергать их туда сюда, а по плате уже тыкаться щупом осциллографа.

На выходе получаем Такой «набор документации».

Тут не до аккуратности т.к. в одной руке один щуп, в другой второй, третьей рукой вы придерживаете плату и ногой записываете результаты.

7. Анализируем штатную прошивку

Этап не всегда доступен. Прошивку может быть невозможно слить, она может быть уничтожена в процессе «разлочки» проца и так далее. Но если уж повезло, то тут кто на что горазд. Можно расковырять ее дизассемблером (аж передернуло, как вспомнил ночи за IDA и состояние измененного сознания под утро).

В моем случае устройство достаточно простое, поэтому я с помощью дебагера с рабочей железки дампнул регионы памяти с настройками GPIO и сравнил с таблицей что получил на этапе прозвонки. Сильных расхождений не выявил и успокоился. Паралельно разобрался, что для полного открытия полевиков (а им для этого не хватает 3.3В) проц ставит соответствующие ноги с режим Open-Drain, а на плате присутствуют подтяжки к +5В.

К ковырянию в штатной прошивке еще придется возвращаться, когда буду изучать бутлоадер и тогда я так легко уже не отделаюсь.

8. Льем свой код

К этому этапу я накопил достаточно данных, чтобы поправить нашу прошивку под железо и попытаться запустить.

С чем столкнулся (мнение выжившего, бла-бла-бла, в следующий раз будут совершенно новые грабли):

  • В этом ЭБУ процу не доложили кварцев, хотя места под оба кварца (HSE, LSE) есть, надо переключить настройки PLL на использование внутреннего генератора.
  • Проц управляет вторым LDO, который делает 5В для нескольких потребителей, в числе которых CAN трансивер. Это я не вызвонил. Штатная прошивка, похоже, не включает этот источник пока не будет какой-то внешней активности — например, сигнала зажигания. Так что те настройки GPIO, что я дампнул с рабочей прошивки мне тут не помогли. Потратил некоторое время тупо не понимая почему сигнал не проходит через CAN трансивер, пока не догадался встать щупом ему на ножку питания.
  • Ну и кучка мелких нюансов, связанных с нашим кодом, который еще ни разу не запускали на проце настолько стесненном в объемах flash памяти.

Вместо заключения

А дальше надо это попробовать на реальной машине. Как показывает опыт — сразу всплывает куча неожиданных нюансов.

Надо разбираться с загрузчиком. Ведь пользователь не будет вскрывать блок ради подключения SWD и прошивки. И, вероятно, часть пользователей захочет вернуться на родную прошивку.

Надо из родной прошивки выковырить все таблицы по которым управляется двигатель, конвертировать их в наш формат и сделать «консерву», чтобы машина могла передвигаться на нашей прошивке «из коробки» не хуже, чем на оригинальной.

И куча других веселых активностей. Об этом расскажу в следующей статье.

А еще

Теперь очень хочется сделать то же самое на М74.9 от ИТЭЛМА. Там прикольная микросхема L9779. Мы ее рассматривали как альтернативу нашей любимой TLE8888, которую мы ставим на MicroRusEFI

Но пока вариантов купить такой ЭБУ не представилось. Видимо кто-то из нас все же сломал прод в том году.

Может нас здесь прочитает кто-то из ИТЭЛМА или может быть кто-то уже списал свою новую Ниву?

Надеюсь, кому-то эта статья покажется интересной. Возможно, кто-то даже встанет из-за компа и пойдет разбирать какую-то железку, устройство которой его всегда интересовало.

Может кто-то захочет влиться в нашу дружную команду и помочь нам с разработкой. Или у кого-то есть идеи как это все монетизировать. Ведь как говорится «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни. Кушать ты тоже будешь редко».

Понимаю, что статья получилась сумбурная и без подробностей, поэтому с удовольствием отвечу (в меру своей компетенции) на вопросы в комментариях.

  • Реверс-инжиниринг
  • Программирование микроконтроллеров
  • DIY или Сделай сам
  • Автомобильные гаджеты

Состав ЭСУД УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателем УМЗ-4213 и ЗМЗ-4091, и блоками МИКАС М10.3 и МИКАС-11.

На автомобили УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-396254, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394, УАЗ-330364, УАЗ-390944 с двигателем УМЗ-4213.10 Евро-3 (4213.1000400-50/70) устанавливалась электронная система управления двигателем (ЭСУД) с блоком управления МИКАС М10.3 в исполнении 574.3763000-03 (220694-3763011).

На автомобили УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, УАЗ-390945 с двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3 (4091.1000400) устанавливалась система управления двигателем с блоком управления МИКАС-11 в исполнении 825.3763001-01 (220695-3763011).

Состав ЭСУД УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателем УМЗ-4213 и ЗМЗ-4091, и блоками МИКАС М10.3 и МИКАС-11.

Рабочее напряжение бортовой сети постоянного тока, при котором все исполнительные механизмы и датчики системы управления обеспечивают заданные параметры, должно находиться в диапазоне 10-14,5 Вольт, номинальное — 12 Вольт. Контроллеры МИКАС М10.3 и МИКАС-11 имеют вход не отключаемого напряжения питания от клеммы «30» бортовой сети для обеспечения «спящего» режима, который позволяет сохранять адаптивные данные по самообучению и настройкам, а также коды ошибок в оперативной памяти контроллера после выключения зажигания.

Блоки управления МИКАС М10.3 и МИКАС-11 активизируются и переходят в рабочий режим при подаче напряжения бортовой сети от выключателя зажигания. Все силовые цепи ЭСУД и связанного с ними электрооборудования защищены от возможного повреждения током короткого замыкания плавкими предохранителями. Питание на компоненты ЭСУД подается от главного реле. Погружной электробензонасос включается от отдельного реле.

Датчики системы управления двигателем УМЗ-4213.10 Евро-3 с блоком МИКАС М10.3, и ЗМЗ-4091.10 Евро-3 с блоком МИКАС-11.

— Датчик синхронизации ДС-1, 23.3847000 или 406.3847060-01.
— Датчик фазы ДФ-1, 406.3847050 или 25.3847000, или 24.3847000, или 406.3847050-03 / -06 / -07, для двигателя ЗМЗ-4091.
— Датчик фазы ДФ-2, 4213.3847050/-04 с удлиненным кабелем, для двигателя УМЗ-4213.
— Датчик массового расхода воздуха 20.3855-10 (SIEMENS HFM62C/19), 3163-3877011 со встроенным датчиком температуры всасываемого воздуха, для двигателя ЗМЗ-4091.
— Датчик абсолютного давления со встроенным датчиком температуры воздуха A2C53257696 или 110308-0239010, для двигателя УМЗ-4213.
— Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ-01 (НРК1-8), 406.113000-01 или Bosch 0 280 122 001 DKG-1.

— Датчик температуры охлаждающей жидкости 234.3828000 или 40523.3828000, терморезистивного типа, сопротивление и напряжение сигнала падают с ростом температуры.
— Два датчика кислорода DELPHI OSP+ 25.368889, 3163-3826011, корректирующий и контролирующий, мощностью нагревателей датчиков управляет контроллер.
— Датчик детонации GT305 или 18.3855000, 406.3855000.
— Датчик неровной дороги 28.3855, 25.3855.
— Датчик скорости автомобиля 343.3843.

Исполнительные устройства системы управления двигателем УМЗ-4213.10 Евро-3 с блоком МИКАС М10.3, и ЗМЗ-4091.10 Евро-3 с блоком МИКАС-11.

— Четыре форсунки топливные SIEMENS DEKA-1D (ZMZ-6354) или Bosch 0 280 150 560 или Bosch 0 280 158 107, 406.1132711-02, или 406.1132010, или 406.1132107.
— Две двухвыводные катушки зажигания 3032.3705, 405.3705 с улучшенным низковольтным соединителем AMP.
— Регулятор дополнительного воздуха РХХ-60, 406.1147051 / -01 / -02.
— Модуль погружного электробензонасоса с датчиком уровня топлива 3741-1139020.
— Клапан продувки адсорбера 2112-1164200-02.
— Лампа-индикатор неисправностей в системе управления двигателем.

— Реле электромагнитное главное 90.3747 или 90.3747-01.
— Реле электромагнитное электробензонасоса 90.3747или 90.3747-01.
— Указатель температуры охлаждающей жидкости 39.3807000, которым управляет контроллер, при этом датчик указателя температуры на двигатель не устанавливается.
— Комплект из четырех высоковольтных проводов 4216-3705090, для двигателя УМЗ-4213.
— Комплект из четырех проводов высокого напряжения с наконечниками 4052.3707244, для двигателя ЗМЗ-4091.
— Четыре искровые свечи зажигания BRISK LR15YC-3707000, для двигателя УМЗ-4213.
— Четыре искровые свечи зажигания А14ДВР СН474-3707000 или BRISK LR17YC, 4062.3707-02, для двигателя ЗМЗ-4091.

Другие устройства и элементы ЭСУД.

— Жгут проводов ЭСУД 220694-3724022-50 для двигателя УМЗ-4213, и жгут проводов ЭСУД 220695-3724022-50 для двигателя ЗМЗ-4091.
— Спидометр электронный 853.3802, 374195-3802010-10 для двигателя УМЗ-4213, и спидометр электронный 852.3802, 315195-3802010-20 для двигателя ЗМЗ-4091.
— Выключатель зажигания 3741-3704010 без антенны иммобилайзера.
— Каталитический нейтрализатор отработавших газов 374194-1206010 / -02 / -03 или 374194-1206009-01, для двигателя УМЗ-4213.
— Каталитический нейтрализатор отработавших газов 374195-1206010 / -02 / -03 или 374195-1206009-01, для двигателя ЗМЗ-4091.

Схема системы управления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-396254, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394, УАЗ-330364, УАЗ-390944 с двигателем УМЗ-4213.10 Евро-3 и блоком МИКАС М10.3.

Схема системы управления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-396254, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394, УАЗ-330364, УАЗ-390944 с двигателем УМЗ-4213 Евро-3 и блоком МИКАС М10.3

Схема системы управления УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, УАЗ-390945 с двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3 и блоком МИКАС-11.

Схема системы управления УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, УАЗ-390945 с двигателем ЗМЗ-4091 Евро-3 и блоком МИКАС-11

Обозначения компонентов и цепей на схеме системы управления :

A1 — контроллер (блок) управления двигателем;
A2 — модуль топливный электробензонасоса с датчиком уровня;
A3 — комбинация или панель приборов;
A4 — иммобилайзер (автомобильная противоугонная система — АПС);
A5 — маршрутный компьютер;
A6 — модуль педали акселератора (Е-газ);
A7 — дроссельное устройство с электроприводом;
B1 — датчик положения дроссельной заслонки;
B2 — датчик массового расхода воздуха;
B3 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
B4 — датчик температуры воздуха;
B5 — датчик детонации;
B6 — датчик кислорода № 1;
B7 — датчик кислорода № 2;
B8 — датчик неровной дороги;
BP1 — датчик абсолютного давления впускного воздуха;
BP2 — датчик-сигнализатор аварийного давления масла;
BP3 — датчик-сигнализатор давления хладагента кондиционера;
BR1 — датчик синхронизации (положения коленчатого вала);
BR2 — датчик фазы (положения распределительного вала);
BV1 — датчик скорости автомобиля;
F1-F4 — свечи зажигания искровые для цилиндров 1-4;
FU1-FU6 — предохранитель плавкий;
HL1 — лампа MIL для диагностики двигателя;
HL2 — лампа IMMO состояния иммобилайзера (блока АПС);
GB1 — батарея аккумуляторная;
KA1 — реле главное;
KA2 — реле электробензонасоса;
KA3, KA4 — реле электровентиляторов № 1 и № 2 охлаждения двигателя;
KA5 — реле муфты компрессора кондиционера;
L1 – приемо-передающая антенна иммобилайзера;
M1 — электробензонасос;
M2, M3 — электровентиляторы 1 и 2;
PF1 — тахометр;
PS1 — указатель температуры охлаждающей жидкости;
TV1, TV2 — катушка зажигания двухвыводные;
TV3 — модуль зажигания с двухвыводными катушками;
TV4-TV7 — катушки зажигания индивидуальные;
TV8 – катушка зажигания четырехвыводная;
W1-W4 — провода зажигания высоковольтные;
SA1 — выключатель зажигания;
SA2 — выключатель массы;
SA3 — выключатель кондиционера;
SA4 — выключатель педали тормоза двухканальный;
SA5 – выключатель педали сцепления;
XS1 — соединитель диагностический;
XS2 — соединитель форсуночный;
Y1-Y4 — форсунки бензиновые;
Y5 — регулятор дополнительного воздуха (холостого хода);
Y6 — клапан продувки адсорбера;
Y7 — электромуфта компрессора кондиционера;
* — компонент может устанавливаться как дополнительная комплектация.

Электрические цепи на схемах ЭСУД :

«15» — цепь от выключателя зажигания;
«30» — цепь питания от аккумулятора;
«Um» — цепь питания от главного реле системы;
«Ue» — цепь питания от реле электробензонасоса;
GNP — «масса» силовая выходных каскадов контроллера;
GNI — «масса» для силовых каналов зажигания;
GND — «масса» для логических и цифровых цепей контроллера;
GNA — «масса» для сигнальных (аналоговых) цепей контроллера.

Остальные цепи имеют наименование выводов электронного блока управления.

Особенности системы управления Уаз Буханка с двигателем УМЗ-4213.10 Евро-3 и блоком МИКАС М10.3, и ЗМЗ-4091.10 Евро-3 с блоком МИКАС-11.

Синхронизация работы системы управления с механикой двигателя выполняется с помощью датчиков устанавливаемых на коленчатом и распределительном валах. Управляющая обратная связь по топливоподаче реализована с помощью датчика кислорода, второй датчик кислорода позволяет контролировать эффективность нейтрализатора. Топливные испарения бака, накопленные в адсорбере, отсасываются через клапан на впуск двигателя.

Обратная связь по детонации для коррекции угла опережения зажигания реализована с помощью датчика детонации, фиксирующего высокочастотные вибрации двигателя. Определение нагрузки на двигатель реализовано с помощью датчика массового расхода воздуха для двигателя ЗМЗ-4091, или датчика абсолютного давления для двигателя УМЗ-4213. Интенсивность обогащения или обеднения топливоподачи на переменных режимах задает механический привод дросселя с датчиком положения дроссельной заслонки.

Датчик неровной дороги обеспечивает защиту нейтрализатора от пропусков воспламенения. Он позволяют исключить ложные пропуски воспламенения, обусловленные неравномерной работой двигателя по причине интенсивного движения автомобиля по неровной дороге.

В случае выявления неисправности системы управления двигателем, контроллеры МИКАС М10.3 и МИКАС-11 включают лампу неисправности на панели приборов. Внешнее диагностическое оборудование для информационной связи с контроллером подключается к диагностической розетке.

Похожие статьи:

  • Руководство по эксплуатации на двигатель ЗМЗ-40911.10 Евро-4 и Евро-5, техническое обслуживание и ремонт.
  • Модификации ЭБУ МИКАС-11 на автомобилях ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, применяемость, назначение контактов, схема, функция самодиагностики, коды ошибок, основные датчики ЭСУД на МИКАС-11.
  • Стартеры Iskra AZE 2154, Прамо-Электро 11.131.568, БАТЭ 5112.3708, ЗиТ 6012.3708, возможные неисправности и способы их устранения.
  • Генераторы Iskra ААК 5572, ААК 5730, БАТЭ 3212.3771, 32112.3771, Прамо-Электро 5122.3771, 5122.3771, ток отдачи, размеры, эксплуатация.
  • Пятиступенчатая коробка передач АДС 420.3182-1700010 для УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3303, УАЗ-2206, c двигателем ЗМЗ-409, УМЗ-417, УМЗ-421, характеристики.
  • Поиск неисправностей в системе управления двигателем ЗМЗ-405, ЗМЗ-406 и ЗМЗ-409 Евро-2 с блоками управления Микас-5.4, Микас-7.1 или Микас-7.2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *