Пежо 408
Автомобили Peugeot
Автор Денис Шебеко На чтение 9 мин. Просмотров 3.3k. Опубликовано 19.03.2021
Peugeot 408 — комфортабельный среднеразмерный 4-дверный седан сегмента «С+» классического типа.
История модели
Выпускается с 25 января 2010 года в КНР , с 8 ноября 2010 года в Аргентине. 16 апреля 2012 года производство Пежо 408 стартовало в России. Эта модель стала первой в гамме PSA Peugeot Citroen, чье производство началось в России по полному циклу, а её конструкция получила кардинальный набор адаптационных усовершенствований для максимального соответствия особенностям российских условий эксплуатации.
Производство Peugeot 408 в указанных странах продолжается и в настоящее время.
Поколения модели
Peugeot 408 существует в двух поколениях, в каждом из которых было по одному рестайлингу.
- 1 поколение (T7, 2010 — н.в., все страны);
- 2 поколение (T9, 2014 — н.в., только КНР)
Первое и второе поколения «408-й» кардинально отличаются друг от друга практически во всём — начиная от платформы и дизайна, заканчивая системами и микроэлектроникой. Более подробно мы рассмотрим отличия в разделах, посвященных каждому из поколений.
Основываясь на «нумерологии» может показаться, что Peugeot 408 стала преемником знаменитого седана Пежо 407, но это не так. «Четыреставосьмая» является седаном, созданном на удлиненной платформе универсала Peugeot 308 SW (и 1-го и 2-го поколений). Поэтому и относится к сегменту «С+». Учитывая то, что «407» официально передала свой статус «бизнес-седану» Peugeot 508, то с уверенностью можно считать Peugeot 408 самостоятельной моделью «большого» седана среднего класса.
- Citroen C4 Sedan (Citroen C4L в КНР);
- Dongfeng Fengshen L60 (КНР).
Изначально выпуск и поставки Peugeot 408 в страны Европы не планировались. Однако после начала производства этой модели на заводе PCMA в российской Калуге, появилась хорошая возможность предложить седан в странах Восточной Европы, Прибалтики и Средней Азии. Кроме России «408-я» пользуется большим успехом в Украине, Белоруссии и Казахстане.
Дизайн
Экстерьер
К разработке 408-й присупили сразу после запуска в производство «материнской» модели Пежо 308, которую настиг оглушительный успех. Быстро стало ясно, что для его развития необходимо предложить седан для стран, где автомобили с таким кузовом имеют традиционно высокую популярность — Китай, Южная Америка, Средняя Азия и Россия.
Приняв во внимание разницу в культуре, национальных характерах и традициях стран, где будет выпускаться и продаваться Пежо 408, дизайнеры PSA Peugeot Citroen использовали в облике «Т7» (заводской код проекта Пежо 408) архитектуру и пластику, подсознательные коды, универсально позитивные для человека независимо от национальности и отношения к автомобилю. Многим силуэт Peugeot 408 напомнил стремительного дельфина, а тем, кто никогда в жизни не видел моря — приготовившегося к атаке кошачьего. В любом случае — дизайн Peugeot 408 удался на славу и большое число экспертов считают его одним из самых гармоничных седанов современности.
Однако, седаны Пежо 408, выпускающиеся в разных странах, слегка отличаются друг от друга внешне и по конструкции. Эти изменения в большой мере обусловлены спецификой эксплуатации на местном рынке, разницей в климате и погодных условиях. Такой «индивидуальный подход» во многом предопределил солидный успех и большую популярность Пежо 408 у автолюбителей «своих» стран.
Peugeot 408 второго поколения, хоть и заметно отличается от «первого» по дизайну, но сохранил подсознательную притягательность и харизму.
Интерьер
Интерьер Пежо 408 почти полностью заимствован у «материнской» модели Peugeot 308 (первого или второго поколения соответственно). Отличия здесь были минимальными — иной цвет прострочки комбинированной тканевой отделки кресел, некоторые «особые» типы отделок «именных» версий (Sportium, Style, и т.п.). Диван заднего сиденья, разумеется, у Пежо 408 тоже был «собственным» оригинальным, более широким и комфортным, чем у «308». Российская Peugeot 408 имела и собственные отличия — регуляторы обогрева кресел у неё были перенесены на центральную консоль, а USB-порт из перчаточного ящика переместился на крышку подлокотника-кейса между передними креслами.
Среднеразмерные седаны класса «С+» во многих странах считаются автомобилями солидными и престижным. Поэтому в отделке Peugeot 408 мы не заметим буйства красок или стилевого авангарда. Здесь всё солидно, спокойно и уравновешенно.
Технические характеристики
Гамма двигателей и КПП на Peugeot 408 шагала в ногу со временем. На этой модели устанавливались самые актуальные и лучшие на данный момент агрегаты. С каждым рестайлингом гамма моторов и коробок передач обновлялась.
Здесь есть и бензиновые, и дизельные двигатели, в производстве которых Группа PSA является мировым лидером. Ведь недаром во многих странах говорят: — «настоящий Peugeot должен быть дизельным». Бензиновые агрегаты «408-й» — тоже не уступят в авторитете. Турбомоторы семейств EB и EP — многократные обладатели звания «Лучший двигатель года» («International Engine of the Year»). «Атмосферники» семейства EC активно применяются на российских Пежо 408 и заслуженно считаются надежными, выносливыми и «неубиваемыми», обладая огромным ресурсом «в миллион километров».
Механические коробки передач PSA всегда были символом надежности. А если говорить об «автоматах», то и здесь Peugeot 408 есть чем козырнуть. На них устанавливаются исключительно 6-ступенчатые японские, считающиеся в своем классе лучшими в мире, гидромеханические АКПП Aisin AT6. Как говорится: — «чего и желать?».
Подвеска Пежо 408 — усиленная, оптимизированная для седана и адаптированная для тяжелых условий эксплуатации, версия подвески универсала Peugeot 308 SW.
Передняя подвеска: полностью независимая, Pseudo McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости и газонаполненными амортизаторными стойками;
Задняя подвеска: полунезависимая «Н-образная» скручивающаяся балка, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости и газонаполненными амортизаторами.
Все элементы подвесок Пежо 408 изготовлены из высокопрочной стали.
Клиренс составляет 18 см, что позволяет седану весьма уверенно двигаться по типичному российскому бездорожью.
Управляемость и пилотажные характеристики Peugeot 408 — на очень высоком уровне. Лучшим доказательством тому — десять лет триумфа и побед Пежо 408 на гоночных трассах кубков Brasilian Stock Car Championship и Т 2000, Asian Supertourism Championship в Китае и Малайзии.
Подвеска «408» обеспечивает не только точную и спортивную управляемость, что характерно для Пежо, но и наделяет седан солидной плавностью хода, комфортом и упругостью при проезде по неровностям типа «лежачий полицейский». Всё — как положено в классе «С+».
Peugeot 408 имеет полностью двусторонне оцинкованный кузов. Модель заслуженно считается «нержавеющей». Заводская антикоррозионная обработка такова, что автомобиль не боится самых едких противогололёдных реагентов.
Типичные проблемы и неисправности
Их изначально было немного. Большая часть «детских болезней» была «излечена» в первую пару лет производства. Считается, что рестайлинговые Peugeot 408 вообще можно покупать «с закрытыми глазами».
- Сразу после покупки нового или «с историей» Peugeot 408 — тут же смените весь антифриз в полном объеме на свежий, гарантированно имеющий допуск PSA B71 5110. Причина в большом количестве жалоб на «заводской» антифриз местного производства, который слишком быстро истощается и теряет свои свойства. Свежий антифриз с допуском и от солидного бренда защитит систему охлаждения вашего Пежо 408 от проблем;
- Строго соблюдайте периодичность ТО — 10000 км (а еще лучше — через 7500 км). На каждом ТО меняйте все фильтры: воздушный двигателя, масляный и топливный. Экономия и забывчивость в этом деле могут обернуться дорогостоящим ремонтом. И вины Peugeot здесь не будет никакой;
- Масло (жидкость ATF) в автоматических коробках передач следует обязательно менять с периодичностью 30000 км или 3 года эксплуатации. В мануалах обычно пишут, что менять не надо, но это не так — надо!. ATF с соответствующим допуском выбирать только солидных авторитетных брендов.
Заключение
Peugeot 408 — один из самых (если не самый) идеально приспособленных для эксплуатации в России легковых автомобилей. Прежде чем начать производство Пежо 408 в Калуге, предсерийные прототипы проехали по всевозможным дорогам нашей страны более 2 млн километров от Мурманска до Сочи и от Калининграда до Магадана, где 408-е целый год испытывались в настоящих сибирских морозах. Уже начав выпускаться серийно, Peugeot 408 вскоре вошел в «Книгу Рекордов России» с абсолютным рекордом дальности и продолжительности тест-драйва.
Машина — удалась на славу. Является «нержавеющей». В плане надежности и комфорта — на высоте. Рестайлинговые Peugeot 408 стали более современны и привлекательны внешне. Так что, как говорят в Одессе: — «надо брать!».
Однако в мире существует не только первое поколение Peugeot 408 и его рестайлинговая версия. Уже завоевывает популярность второе поколение «четыреставосьмой»! Этот автомобиль идет на пике современных технологий и во многом кажется «фантастикой». Ему мы посвятим отдельную страницу.
Какой двигатель ставится на peugeot 408
Водительское место PEUGEOT i-Cockpit® последнего поколения с компактным рулевым колесом со встроенными элементами управления, трехмерной приборной панелью (i) Экран доступен для конкретной серии или по заказу для некоторых модификаций с 10-дюймовым цифровым планшетом и центральным 10-дюймовым сенсорным экраном HD дает вам возможность оценить преимущества качественной эргономики и новейших технологий.
ПРЕМИАЛЬНЫЙ КОМФОРТ
Насладитесь комфортом нахождения в салоне нового седана Peugeot 408, как на переднем, так заднем ряду. Второй ряд обладает значительной вместимостью для обеспечения оптимального комфорта пассажиров. На утонченной центральной консоли имеется множество мест для хранения вещей и аксессуаров.
ПЕРСОНАЛИЗИРУЕМЫЕ I-TOGGLES
Новые полностью настраиваемые PEUGEOT i-Toggles (i) Доступно в стандартном пакете или недоступно в зависимости от версии и страны — Сенсорная клавиша быстрого доступа к настройкам кондиционирования, контактам, радио, запуску приложений. устанавливается пользователем обеспечивают быстрый и интуитивно понятный доступ к важнейшим повседневным функциям. Определите и сохраните свои настройки дисплея, кондиционирования и параметров (i) До 8 сохраненных профилей .
СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ
Полный комплект систем помощи водителю повышает ваш комфорт и спокойствие за рулем:
Полуавтоматическое вождение с помощью нового Pack Drive Assist 2.0 (i) Будет доступно позднее. Устройство включает в себя систему полуавтоматической смены полосы движения и систему поддержки скорости
Система ночного видения (i) Будет доступно позднее
Система помощи при парковке с vision 360°
Система контроля слепых зон (i) До 75 м. Доступно в стандартном пакете, под заказ или недоступно в зависимости от серии
Система экстренного автоматического торможения (i) Доступно в стандартном пакете, под заказ или недоступно в зависимости от серии
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Узнаём прежний Peugeot 408 под обновлённым лицом
От миллиона рублей. Хотя есть и промоверсия Entry без кондиционера за 950 тысяч. Дизель предлагается только в средней комплектации за 1,12 млн — на 70 тысяч дороже, чем бензин с «механикой». Топовому 150-сильному мотору положен лишь «автомат» — и это уже 1,21 млн.
Между обновлённым Peugeot 408 и Весьегонском, где проходит тест-драйв, есть что-то общее. Некогда богатый купеческий город на отшибе Тверской области влачит невесёлое существование без дорог, промышленности и серьёзного бизнеса. Peugeot тоже тих, красив по-своему и явно способен на большее. Однако производство полного цикла в Калуге выдаёт смехотворные полторы тысячи машин в год.
Завод строился с размахом в расчёте на продажи иного порядка. Но отнюдь не богатеющий покупатель в итоге потянулся в сегмент В или к кроссоверам. При базе более 2,7 м Peugeot 408 ― один из самых крупных седанов С-класса. Вкладываться в его развитие смысла уже нет, как и тратиться на освоение нового поколения, третий год выпускающегося в Китае и Малайзии. Поэтому наш «четыреста восьмой» обновился вслед за машиной для Латинской Америки, причём по более скромной программе.
Вроде бы неплохой автомобиль: просторный, тихий, толерантный к плохим дорогам. Теперь ещё и выглядит прилично. Но время больших успехов, вероятно, уже не наступит.
Спереди ― лишь новый передний бампер и фары, но смотрится машина здорово, без былого неуместного эпатажа. В отличие от аргентинских наши седаны остались с прежней кормой. Где-то убыло: хромированные вставки в бампер исчезли ещё год назад, а теперь 17-дюймовые колёса перекочевали в список дилерских аксессуаров. Где-то прибыло: в дорогих комплектациях появились автоматика включения света и стеклоочистителей, камера заднего вида, электрохромное внутреннее зеркало, ЭРА-ГЛОНАСС и медиасистема с семидюймовым экраном. Однако без навигации.
Посадка со слегка поджатыми ногами уже несовременна. Большой руль приобрёл глянцевые вставки. Музыка и круиз-контроль с ограничителем скорости (запоминают скорость даже при перезапуске!) управляются подрулевыми пультами.
У соплатформенного Ситроена C4 навигация есть, как и подогрев лобового стекла по всей площади, и ещё кое-какие опции вроде светодиодных фар или передних парковочных датчиков. Зато топовый Peugeot стал на 140 тысяч рублей дешевле Ситроена (в простых комплектациях разница меньше). Осталась в строю популярная дизельная версия, которую выбирают до 20% покупателей. С января 2016-го у неё чуть иные настройки мотора (плюс пара сил и 16 Н•м) и на одну ступень в «механике» больше.
Приборы топ-модели феноменально неудобны, в базовых версиях они лучше. Медиасистема вроде поддерживает MirrorLink и Apple CarPlay, однако свежий телефон Sony X за своего не признаёт. Чувствительность радиоприёма за городом ― отличная!
«Автомат», работающий в паре с базовым бензиновым «атмосферником» 1.6 прирос сразу двумя передачами — здесь их тоже теперь шесть. Но сам мотор отныне иной, пять лошадей убыло ― осталось только 115. Разгон такой машины вял. Любой манёвр — приключение, особенно трогание с места, когда нужно живо встроиться в поток. На скорости «автомат» переключается логично, однако почти всегда с паузами и толчками. Немощь мотора заставляет коробку часто скакать по передачам.
Французский подход к автомобильным сиденьям оценят в глубинке: мягкая набивка гасит часть вибраций от плохих дорог. Сзади просторно, есть свет, воздуховоды и разнообразные хранилища для мелочей, но центральный подлокотник не появился.
Турбонаддувный седан с такой же модернизированной коробкой Aisin AT6III живее и заметно экономичнее. В городе полтораста сил не чувствуются, как и восемь секунд до сотни. Но такая машина хотя бы бодро трогается, и на ней приятно ехать на дальняк: под ногой есть запас тяги, а в спортрежиме ― приятная острота откликов. В остальном же Peugeot 408 настроен в убаюкивающем французском стиле: мягкие сиденья, отличный акустический комфорт, лёгкие, хотя и неточные тормоза, воздушная плавность хода.
С такого ракурса обновлённый Peugeot не отличить от позднего дорестайлингового, уже без декора заднего бампера.
Клавиша ЭРА-ГЛОНАСС есть во всех машинах, но сама система пока опционна. С 2018 года, возможно, подключат и чёрную кнопку вызова «ассистанса» Peugeot. Картинка задней камеры качественная, но подсказки статичны, а объектив расположен слишком низко.
Огромные кочки Peugeot перелетает, мягко качнувшись. Средние (из них в основном и состоят дороги Тверской губернии) не замечает вообще. И только мелочь вроде «самодельных» заплаток в асфальте не отфильтровывается полностью. Ещё заметнее она в 150-сильном седане, пружины и амортизаторы которого чуть зажаты из-за большей массы, как и у дизельного. Тем не менее отказ от 17-дюймовых колёс явно пошёл на пользу ― подвеска работает тише. Руль с раритетным электрогидравлическим усилителем туговат на парковке, но логично загружается на шоссе. Управляемость ― без вопросов и без удовольствия, а за попытки погонять Peugeot 408 бьет водителя баранкой по рукам на ямах.
Добротные отделка и экипировка багажника сочетаются с узким проёмом и большой погрузочной высотой. Пол фиксируется в поднятом положении, а запаска ― полноразмерная, хотя и штампованная. Рестайлинг не добавил практичности.
Ясно, почему такие седаны популярны в провинции. На заднем диване хватит места даже трём мужикам в тулупах. Клиренс ― добротные 175 мм до металлической защиты картера. Для России ещё на старте производства были увеличены аккумулятор и бачок омывателя. Теперь, в отсутствие форсунок для фар, его объёма хватит на большее время. Обновлённый 408 не дышит дешевизной, как седаны В-класса: даже переписанные комплектации достаточно богаты. Например, уже «в базе» — четыре электростеклоподъёмника с автоматическим режимом, противотуманки и борткомпьютер, занижающий средний расход на пол-литра, а то и на литр.
Говорят, Карлос Таварес крепко взялся за качество продукции PSA. Но здесь зависает задняя камера, шумит оконный уплотнитель, подклинивает водительский стеклоподъёмник и люфтят ручки климат-контроля. Хотя визуально качество сборки действительно достойное.
Возраст ощущается прежде всего в отделочных материалах. Всё-таки конструкции, в основе которой — Peugeot 308, по большому счёту уже десять лет. К счастью, в России время течёт неравномерно, словно бы замедляясь по мере удаления от Москвы, и облагороженный «четыреста восьмой» вполне соответствует реалиям условного Весьегонска. Проблема Peugeot 408 ― большие габариты, диктующие семизначную цену. Сегодня на седан приходится около 40% продаж марки, но часть клиентов уведёт кроссовер 3008. Выходит, не зря экономили на рестайлинге.
Паспортные данные
Peugeot 408 | 1.6 115 | 1.6 THP 150 | 1.6 HDi |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | седан | седан | седан |
Число дверей/мест | 4/5 | 4/5 | 4/5 |
Длина, мм | 4698 | 4698 | 4698 |
Ширина, мм | 1802 | 1802 | 1802 |
Высота, мм | 1542 | 1542 | 1542 |
Колёсная база, мм | 2717 | 2717 | 2717 |
Колея передняя/задняя, мм | 1520/1520 | 1520/1520 | 1520/1520 |
Снаряжённая масса, кг | 1352 (1388)* | 1406 | 1386 |
Полная масса, кг | 1800 (1820) | 1815 | 1805 |
Объём багажника, л | 560 | 560 | 560 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый | бензиновый с турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 8 |
Рабочий объём, см³ | 1587 | 1598 | 1560 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 115/6050 | 150/6000 | 114/3600 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 150/4000 | 240/4000 | 270/1750 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая (автоматическая, шестиступенчатая) | автоматическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая |
Привод | передний | передний | передний |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 215/55 R16 | 215/55 R16 | 215/55 R16 |
Дорожный просвет, мм | 175 | 175 | 175 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 189 (190) | 208 | 188 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 10,9 (12,5) | 8,1 | 11,6 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 9,7 (8,8) | 9,0 | 5,7 |
— загородный цикл | 5,8 (5,6) | 5,3 | 4,5 |
— смешанный цикл | 7,1 (6,7) | 6,7 | 4,9 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 60 | 60 | 60 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | дизтопливо |
* В скобках приведены данные для версии с автоматической коробкой передач. |
Техника
В основе седана Peugeot 408 лежит платформа PF2 (стойки McPherson плюс скручивающаяся балка), которая с некоторыми вариациями по длине колёсной базы используется и в нынешнем хэтчбеке Citroen C4, и в «це-четвёртом» прошлого поколения, и в других Peugeot (в частности, это «первый» хэтч 308, на иллюстрации). Подвеска автомобилей калужского производства имеет специфические российские настройки, причём на модификациях со старшим 150-сильным двигателем и турбодизелем из-за увеличенной снаряжённой массы параметры пружин, амортизаторов KYB испанского производства и углов установки колёс ― свои. Усилитель руля ― электрогидравлический. За пять лет производства уровень локализации вырос незначительно, с примерно 30% до 40.
Металлическая защита силового агрегата с развитыми вентиляционными отверстиями ставится на конвейере. А вот адсорбер, расположенный на днище перед задним левым колесом, прикрыт лишь небольшим пластиковым экраном, и рестайлинг его компоновку никак не изменил. Дилеры предлагают стальные экраны адсорбера.
Атмосферный бензиновый двигатель 1.6 теперь одинаков и на машинах с пятиступенчатой «механикой», и с шестиступенчатым «автоматом» Aisin AT6III. Этот 115-сильный агрегат модели EC5 ― «коренной француз» и ведёт свою родословную от двигателя TU5 середины 80-х. С 2012 года сравнительно простые 16-клапанные моторы с распределённым впрыском, в отличие от исходника TU, получили систему изменения фаз газораспределения. Линейку EC разрабатывали в первую очередь с прицелом на рынки Китая, Африки и Латинской Америки. Все двигатели поставляются из Франции.
Бензиновый турбомотор 1.6 THP 150 относится к серии Prince совместной разработки BMW и PSA. Двигатель отличается непосредственным впрыском топлива с давлением 120 бар, изменением фаз газораспределения на впуске и выпуске. C недавних пор он модернизирован со сменой кода с 4D5FEA на 4D5GXA ― установлены другие по материалу и конструкции поршни и кольца, иной ТНВД, турбокомпрессор с изменённой организацией смазки, переделана система рециркуляции картерных газов. В России этот мотор сочетается только с модернизированным шестиступенчатым «автоматом» Aisin AT6III, получившим чуть более «короткую» главную передачу.
Полностью алюминиевый турбодизель 1.6 DV6C, оснащённый турбокомпрессором Garrett с изменяемой геометрией и топливной системой Common Rail, весит всего 122 кг. Рекордные для моторов такого класса весовые показатели достигнуты облегчением цилиндропоршневой группы и возвратом к восьмиклапанной схеме с одним распредвалом. Керамическая крыльчатка нагнетателя не боится перегрева, что повышает надёжность, а малая инерционность избавляет от привычной для двигателей такого типа турбоямы и повышает топливную экономичность. Дизельные Peugeot 408 оснащаются электрическим догревателем отопителя салона.
За кадром
В 200−300 километрах от Москвы на север находится другая страна. Иные ценности, в том числе и автомобильные, иной темп жизни. Калязин, Бежецк, Красный Холм ― даже если вы никогда не слышали этих названий, поверьте, там живут очень интересные люди. Там красиво, хотя и часто запущено. Кашин жив не одним спиртзаводом, а Весьегонск — винным. К туристам здесь не привыкли, а жаль: подняться на колокольню в Кашине или заехать в дом-музей Ахматовой и Гумилёва в Градницах было весьма любопытно.