Переборка тормозных цилиндров
С Украины заказан еще один мешок ништяков, в том числе новые рабочие тормозные цилиндрики. Но ждать, когда это все приедет мне было лень, так что сегодня у нас будет кратенькое руководство по переборке тормозных цилиндриков Запорожца в условиях отсутствия родных запчастей как класса.
Вооружившись интернетом я выяснил, что начинка цилиндров ЗАЗ взаимозаменяема с оной для МЗМА\АЗЛК. Тут мне погрустнело и не зря. На авторынке нашлась лишь ОДНА манжетка на 22мм для москвича. Лежащие там же поршеньки сами нуждались в замене манжет. Тут бы и сказочке конец, но я смутно помнил, что есть что-то из гидравлики ГАЗовское на 22мм . И точно, есть. ГЦС.
Цена вопроса — 10р.
Теперь осталось подобрать пыльник. С ним оказалось сложнее. В ГАЗовский можно целиком упаковать наш цилиндр и еще место останется, москвичевский тоже великоват. Методом исключения пришел к жигулевскому. Их отдельно нет, пришлось брать ремкомплект сразу на два цилиндра.
Как видно на фото — вазовский маловат. На цилиндр натягивается, но у него совсем короткий внутренний хоботок, который надевается на носик поршня. Может быть работать и будет, но я не рискнул. Поставил москвичевский.
Повторюсь — все вышенаписанное касается передних верхних цилиндров, на 22мм. Манжеты и пыльники на 19мм я пока не искал.
Теперь переходим к шлангам. Со шлангами нас ожидала засада. Шланги типа «Москвич-412» имеют нужную нам резьбу под трубку, но не подходят по резьбе в цилиндр. Я более чем уверен, что подобрать переходничок можно, т.к. очень много где шланг вворчивается в цилиндр не напрямую, а через переходник. Но, увы, мне не удалось, ибо Сочи — дыра. Вышел из положения при помощи шланга от соболя под болт-штуцер, который по резьбе аккурат подходит в наш цилиндрик ВМЕСТО переходника и переходника под нашу трубку, ввернутого во второй конец шланга. Выглядит так
Все соединения уплотняются через отожженые медные шайбы соответствующих диаметров.
Сегодня собрал все это хозяйство. Шланги — длинны, пришлось подвязывать, из-за увеличившейся высоты неподвижной части шланга(та, которая крепится к кронштейну в арке) пришлось подгибать тормозную трубку. как это все работает — не знаю, тормозной жидкости не хватило прокачать систему.
P.S. Проковырял пару дырок в пороге… Я в трансе, не знаю, что делать. Кроме пескоструя этот рыдван ничем не почистить. В общем, просится полный капремонт кузова.
Немного о замене тормозных цилиндров ЗАЗ на ВАЗ
Тема запчастей на Запорожец – одна из самых актуальных в настоящее время. Оно и понятно – выпуск этих автомобилей прекратился почти 30 лет назад. Особенно трудно ремонтировать и менять детали, не имеющие взаимозамены с другими советскими автомобилями. К таким запчастям относятся и рабочие тормозные цилиндры (РТЦ). Взаимозаменяемости, как известно, нету…
В случае с задними сравнительно несложно поменять их на РТЦ ВАЗ-2105-3502040, диаметром 20,64 мм.
С передними гораздо сложнее. Все 4 цилиндра – разные, и по размерам не очень-то и похожи на РТЦ от других марок автомобилей. Некоторые идут по другому пути: устанавливают тормозные щиты от ЗАЗ-966, и на них – опять же, РТЦ ВАЗ-2105-3502040. Любому, мало-мальски знакомому с устройством тормозов, понятно, что такие тормоза получаются слабее, чем исходные 968 – с РТЦ диаметром 19 и 22 мм. А вот насколько слабее? На досуге сел и посчитал несколько вариантов. При расчётах использовалась производная из формулы (277) из книги В.Ф.Родионов, Б.М.Фиттерман Проектирование легковых автомобилей. М.: Машиностроение, 1980. Страница 425. Вот эта формула:
Итак, речь пойдёт о величине тормозной силы на колёсах передней оси.
Для расчётов приняты следующие исходные данные:
— давление в системе: 500 Н/см2 (типичное для систем без усилителя);
— радиус рабочей поверхности барабана: 10 см;
— динамический радиус колеса: 27 см (для шины 155R13);
— площадь поршня диаметром 19 мм: 2,83 см2;
— площадь поршня диаметром 20,64 мм: 3,34 см2;
— площадь поршня диаметром 22 мм: 3,79 см2;
— тормозной фактор для схемы тормозов с прижимной и отжимной колодками: 1,8
— тормозной фактор для схемы тормозов с двумя прижимными колодками: 2,5
1) Штатный (исходный) вариант: тормоза ЗАЗ-968. Два РТЦ диаметром 19 мм и 22 мм.
Тормозная сила 6129 Н.
2) Тормоза ЗАЗ-966.
Один РТЦ диаметром 22 мм: 5053 Н.
3) Тормоза ЗАЗ-966, но с РТЦ ВАЗ диаметром 20,64 мм: 4453 Н.
Процентное соотношение, соответственно, следующее: 100%, 82%, 72%.
Бонус. В книге Автомобили «Запорожец» ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. Фучаджи К.С., Стрюк Н.Н. Транспорт, 1972, стр. 174 сказано, что спереди могут устанавливаться ДВА цилиндра по 22 мм, или 19 мм и 22 мм. Для варианта два РТЦ диаметром 22 мм получаем тормозную силу 7018 Н, или 115% по отношению к штатному (исходному).
Посчитаем дальше. Задний тормоз ЗАЗ-966-968.
Один РТЦ диаметром 19 мм: 3773 Н.
А теперь «установим» дисковый тормоз ВАЗ-2108, с тормозным диском диаметром 239 мм, поршнем диаметром 48 мм.
Производная из формулы (276), для механизма с плавающей скобой, страница 425.
Исходные данные следующие:
— давление в системе: 500 Н/см2;
— эффективный радиус 10 см (расстояние от оси колеса до центра тяжести площади тормозной накладки);
— динамический радиус колеса: 27 см (для шины 155R13);
— площадь поршня диаметром 48 мм: 18,1 см2;
— коэффициент трения тормозной накладки: 0,34
Получаем результат 4558 Н
Для тормозного диска ВАЗ-2112, диаметром 260 мм, эффективный радиус 11 см. Результат – 5014 Н.
Маловато? Ничего удивительного. Теория гласит: дисковый тормоз обладает сравнительно малой эффективностью, тормозной момент примерно в три раза меньше приводного (Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: анализ конструкции, элементы расчёта. М.: Машиностроение, 1989, стр. 198). Применение усилителя позволяет решить эту проблему. Интересующиеся глубже могут пересчитать величины тормозной силы при давлении в системе 800-1000 Н/см2 (типичное для систем с усилителем), а чтобы убедиться не в теории, а на практике – потормозить пару раз на безлюдной дороге на автомобиле с дисковыми тормозами, но с неработающим (отключенным) вакуумным усилителем. Можно на буксире прокатиться, с неработающим двигателем. Однако отдельные преимущества дисковых тормозов перед барабанными обусловили их безоговорочное применение на передней оси в легковых автомобилях, а во многих случаях и на задней.
Как-то так.
Запорожец ЗАЗ 968М: ремонт тормозов, ходовой и кузова
Ретро автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М 1981 года выпуска прибыл в реставрационную мастерскую Бимас в СПб после ДТП, причиной которого стали отказавшие тормоза. От нас требовалось восстановить работоспособность тормозной системы, сделать ремонт кузова и провести комплексную диагностику ходовой части авто.
1. Ремонт тормозной системы ЗАЗ
По результатам диагностики Запорожца ЗАЗ-968М замене подлежали все тормозные колодки, оба задних рабочих тормозных цилиндра и один передний рабочий тормозной цилиндр.
Клиент решил совместить ремонт Запорожца с его модернизацией. Мы заменили задние тормозные цилиндры от ЗАЗ на ВАЗовские. Передний тормозной цилиндр восстановили – отполировали зеркало рабочей поверхности, заменили манжету и пыльник.
2. Восстановление кузова Запорожца ЗАЗ-968М
В результате ДТП деформировалось переднее правое крыло. Кроме того пострадала передняя панель кузова Запорожца. Эту деталь нельзя менять, поскольку на нее нанесён номер кузова и шасси.
По просьбе клиента мы частично покрасили правую дверь и заднее правое крыло. Задняя панель кузова Запорожца ЗАЗ-968М тоже нуждалась в малярно-кузовном ремонте, в ходе которого авто разобрали, вытянули, отрихтовали и покрасили.
После окраски кузова ЗАЗ выполнили герметизацию лобового стекла.
3. Диагностика и ремонт ходовой части автомобиля ЗАЗ-968М
По результатам диагностики ходовой ретро автомобиля ЗАЗ мы приняли решение о замене вкладышей пальцев поворотных кулаков и всех амортизаторов. В ходе ремонта ходовой Запорожца требовалось устранить течь поддона двигателя, бензонасоса, штока выбора передач, а также отрегулировать зазоры в клапанном механизме, заменить свечи, отрегулировать привод сцепления и отбалансировать колёса ретро авто.
Итоги
Мы выполнили комплекс малярно-кузовных работ, восстановили работоспособность тормозной системы, отремонтировали подвеску, провели ТО двигателя Запорожца ЗАЗ-968М. Кроме того, отбалансировали колёса и провели герметизацию посадки лобового стекла с помощью специального герметика.
Работы заняли 3 недели.
Стоимость работ по ремонту Запорожца — 99 тысяч рублей.
Стоимость запчастей и материалов — 16 тысяч рублей.
Хотите отремонтировать ретро автомобиль? Записывайтесь на ремонт в автомастерскую Бимас в Whatsapp +7 999 210-48-14, в нашем сообществе ВК или по номеру +7 (812) 333-66-33 .
Чем заменить рабочие тормозные цилиндры заз 968м
Русский, помни, что настанет тот час, когда и тебя спросят — а что ты сделал, чтобы остановить военные преступления своей страны в Украине?
Возможно даже, что этот вопрос зададут твои дети или внуки, которых будет посылать на три буквы весь мир.
Вам будет невыносимо стыдно за то, что взрастили у себя путинизм. Но тогда будет уже поздно что-то сделать. А сейчас — ещё не поздно.
Хотя, уже гештальт закрыт
колодки ВАЗ-2105( 08 ) + ЗАЗ-966:
колодки ВАЗ-2105( 08 ) + ЗАЗ-968:
колодки и тормозные цилиндры ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ВАЗ-2105( 08 ):
Передние тормозные щиты ЗАЗ-968, ЗАЗ-966:
колодки и рабочий тормозной ВАЗ на щите ЗАЗ-966:
колодки и рабочий тормозной ЗАЗ-966:
колодки и тормозные цилиндры ЗАЗ-968, ВАЗ-2108, ЗАЗ-966:
Перевернутые колодки ВАЗ-2105( 08 ) на щитке задних тормозов ЗАЗ-968:
колодки
2108 = 968 шире 966
упор 2108 короче. Нужно доваривать или использовать тормозные цилиндры 2108
966 крепление пружиной через отверстие в колодке
968 зажатие пружиной плоскости колодки
2108 на месте крепления отверстие. Для установки нужно заваривать или переворачивать колодку.
При перевороте нужно вырезать новые пазы под распорку ручника + мб чуть заварить треугольные отверстия (видны на фото)
диаметр в сборе на 6мм уже ЗАЗ — придется удлиннять или делать/искать новые нижние крепления и выдвигать поршеньки
тормозные цилиндры
966 один цилиндр, как и на заднем
968 2 цилиндра на переднем, 1 на заднем
2108 цилиндр как на нашем заднем, но с другим расположением отверстий + шире
тормозные щиты
966 под 1 цилиндр, зажим сквозь колодку
968 под 2 цилиндра, зажим колодки скобой
А теперь продолжим.
Крепление отличается от ЗАЗ — отверстия должны быть смещены вверх.
Это передние шиты 966 = нет ручного тормоза и можно ничего переворачивать (но мудрить с крепежом придется тк стоковый попадает в окошко на колодке)
ничем не отличаются. Все последовательно
Замену передним от эмки не искал
Продожим: в РТЦ 2105 ( 8 ) нужны переходники для трубок .
Покупал в магазине запчастей ГАЗ(ель). Продавец сама не знает, от какого они авто: пришли, набрали по 10 шт каждых и на ветрину
Внешняя резьба (поправьте, если что по шагу) 10*1.5 (вкручивается в РТЦ), внутренняя 12*1.5 (в нее вкручивается тормозная трубка)
фото чуть позже
Колодки разные, а коробки одинаковые
Тут видно и насколько удлиннял (+3 мм на каждую сторону)
Упор для прижимной пружины. На заднем такое не требуется.
Шайба не очень хорошо держалась. Не судите строго за ляп-ляп — эстетика ни к черту )
Передние тормоза ЗАЗ-966 (на 968М иначе, см. пост №1)
Делаем в щите новые отверстия под РТЦ 2105 ( 8 )
Колодки удлинняем на 3мм с каждой стороны (см. выше)
Рычажок ручника упирается, будем подпиливать:
Делем 2 пропила: под упор рычажка (левее) и распорку колодок
Сверлим новые отверстия под пружины. На передних небыло показано, но делается аналогично
Собираем:
Автоподводка в этих имеется.
я отделался без сварки, правда дела не позволяют все доделать, но зато снял барабан, новые вкинул, и все, поехал дальше
Список форумів ЗАЗ Форум -> Ходова | Часовий пояс: GMT + 3 На сторінку 1, 2 Наст. |
|
Сторінка 1 з 2 |